Financial Times: Повышение таможенных пошлин — еще одна неожиданность для нефтедобывающих компаний, работающих в Казахстане

Казахская налоговая система становится отражением российской налоговой системы, где нефтедобытчикам все равно, куда продавать сырье – отечественным НПЗ или внешним рынкам

Газета Financial Times опубликовала статью Изабель Горст под названием “Kazakhstan: another ad-hoc oil tax hike.

В ней говорится так: “Еще одна неожиданность для нефтедобытчиков в Казахстане.

Таможенные пошлины на сырую нефть, экспортируемую из центрально-азиатской страны, возрастут на 50 процентов позже в этом месяце во исполнение принятой меры, которая подчеркивает непредсказуемость налогового режима.

Серик Ахметов, казахстанский премьер-министр, подписал во вторник постановление об увеличении экспортной нефтяной пошлины с $40 за тонну ($5,70 за баррель) до $60 за тонну ($8,20 за баррель). Постановление, опубликованное в правительственной газете “Комсомольская правда” в среду, вступает в силу через десять дней.

“Марат Кусаинов, заместитель министра экономики и бюджетного планирования Казахстана, заявил, что правительство будет использовать дополнительные налоговые поступления от нефти для увеличения расходов на социальные нужды”, — сообщает информационное агентство Reuters. Дальнейших увеличений экспортной пошлины в этом году или в следующем году не ожидается”, — сказал он.

Производители нефти не настолько уверены. Казахские нефтяные экспортные пошлины — впервые введенные в 2008 году, когда мировые цены на нефть взлетели до рекордного уровня, передвигаются с тех пор взад и вперед. Пошлина была изменена, а затем вовсе отменена после того, как мировые цены на нефть обрушились в 2009 году, всего лишь с тем, чтобы оказаться восстановленными в следующем году по единой ставке в размере $20 за тонну. Растущие цены на нефть вызвали еще одно изменение в 2011 году, когда она была увеличена двукратно до $40 за тонну.

Касательно последнего изменения удивительным представляется то, что оно происходит в пору относительно стабильных цен на нефть. Но действительно ли это такой шок? Как отметил Visor Capital, казахский инвестиционный банк, в аналитической записке в среду — нет никакого очевидного руководства для установления ставок экспортной нефтяной пошлины в Казахстане, “кроме специального правительственного постановления”.

Доминик Левенц, нефтяной аналитик из Visor Capital, сказал, что последнее повышение экспортной нефтяной пошлины приведет маржу от экспорта нефти в соответствие с внутренними продажами в более широком плане. “Казахская налоговая система становится отражением российской налоговой системы, где производителям нефти все равно, куда продавать сырье – отечественным нефтеперерабатывающим заводам или внешним рынкам”, — сказал он.

Рост налога затронет большинство производителей, которые экспортируют нефть из Казахстана, в том числе и крупные транснациональные компании, разрабатывающие гигантские месторождения страны — Тенгиз и Карачаганак. Chevron, BG и Eni из Италии вынужденно платят экспортные пошлины на нефть, начиная с 2011 года, когда правительство отменило налоговые льготы, которые ранее входили в их соглашения о разделе продукции”.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.