Издание Balkans.com со ссылкой Business New Europe опубликовало репортаж под названием “Turkish authorities reject Kazakh gas from Russian state giant Gazprom” — “Турецкие власти отклонили предложение о казахском газе от российского государственного гиганта “Газпрома”.
В нем говорится так: “Турецкие власти отклонили заявку от российского государственного гиганта “Газпрома” на импортирование газа из Казахстана”, — сообщают местные СМИ”.
Информацию об этом распространила, ссылаясь при этом на неназванный источник в Органе по регулированию энергетического рынка Турции (EPDK), турецкая газета Lira.
Заявка российского гиганта “Газпрома” на получение соответствующей лицензии была подана около года назад. Однако EPDK отказал ему. Формально — из-за нерентабельности поступившего от него предложения.
“Газпром” совместно с турецкой компанией Bosphorus Gaz “надеялся получить разрешение на импорт 750 млн. кубометров газа в год из этой центрально-азиатской страны в Турцию в течение следующего десятилетия”.
Турция еще объясняет такой отказ инфраструктурными проблемами и интересами своей собственной энергетической политики. И это обоснование несколько проясняет ситуацию.
В Турции был разработан нормативно-правовой акт, согласно его условиям частному сектору страны разрешается импортировать природный газ. “Газпром” в описанном выше случае действовал через свою турецкую “дочку” Bosphorus Gaz. Так что, с этой точки зрения, повода для отказа не было. Bosphorus Gaz является импортером и распределителем “голубого топлива” в Турции. Эта компания контролирует порядка 3 процентов турецкого рынка природного газа. И то, что она хотела бы посредством импортирования дополнительных объемов в виде казахстанского газа увеличить свою рыночную долю, представляется вполне естественным.
Так что предлог для отказа ей в получении лицензии на ввоз газа из Казахстана кроется, надо полагать, в другой вещи. Согласно вышеназванному нормативно-правовому акту, приоритет при выдаче лицензии отдается тем турецким компаниям, которые намереваются ввозить “голубое топливо” из тех стран, с которыми Турция уже имеет газовые соглашения. А с Астаной у Анкары вопрос по этой части не утрясен. Турки не скрывали и не скрывают своего интереса в получении казахстанского газа. Но им это желательно делать не через Россию, а через Закавказье. В частности Анкара убеждала Астану начать поставки газа для газопровода “Баку-Тбилиси-Эрзурум”. Но пока не убедила. Также Турция и целый ряд стран Европейского Союза добивались согласия Казахстана на присоединение к проекту Nabucco, чьи авторы ставят целью доставку газа из района Каспийского моря в Европу через Закавказье и Турцию, а значит — в обход России. Но тоже пока не добились искомого.
С этой точки зрения, отказ турецких властей от вышеуказанного предложения российского государственного гиганта “Газпрома” вполне объясним. Ведь попытки добиться согласия Астаны на пуск своего газа в западном направлении в обход России продолжаются. Чтобы дать представление о том, насколько острой остается ситуация в этом плане, приведем пример.
Швейцарская франкоязычная газета Tribune de Genиve некоторое время назад опубликовала со ссылкой на информационное агентство AFP статью под названием “Accord йnergйtique de l’UE avec le Kazakhstan: la Russie mйfiante” — “Энергетическое соглашение ЕС с Казахстаном: Россия насторожена”.
В ней говорилось так: “У нас есть возможность — в ходе переговоров на следующей неделе в Астане по новому соглашению о сотрудничестве — (…) углубить немного наше сотрудничество в области энергетики с подписанием обязывающего соглашения”, — заявил, судя по тексту, распространенному Европейским Союзом, европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер на форуме в Астане, столице Казахстана. “Я с нетерпением жду результатов переговоров”, — добавил он.
Согласно коммюнике правительства РК, соглашение предусматривает доставку Казахстаном от 20 до 30 миллиардов кубометров газа со своего гигантского месторождения Тенгиз (на западе) в страны ЕС через Туркменистан, Грузию, Азербайджан и Турцию.
Но ответственные лица от ЕС отказались подтвердить эти цифры, напирая на то, что никакие переговоры о конкретных поставках не ведутся.
Россия с подозрением смотрит на проекты Европейского Союза в бывшем СССР”.
В данном случае речь идет Транскаспийском газопроводном проекте, который является частью более крупного проекта Южного энергетического коридора, отстаиваемого Европейской комиссией, которая ставит целью доставку газа из района Каспийского моря в Европу напрямую, в обход России. Трубопровод Nabucco, чей ввод в эксплуатацию был отложен до 2017 года, то есть был перенесен на два года позже против запланированных сроков, также является его частью.
Вышеназванный Гюнтер Эттингер неоднократно заявлял так: “Для Европейского союза Транскаспийский газопровод явится важным вкладом в развитие Южного коридора”.
То есть борьба за казахстанский газ между Евросоюзом, на стороне которого в этом случае действует Турция, и Россией вовсе не закончена. Она продолжается.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.