Indian Express: Казахский президент говорит, что ничего критического не произойдет после ухода НАТО

Но “большая игра” продолжается. Теперь, как считает журнал Economist, на кону – не Индия, а доступ к богатым нефтяным и газовым запасам. А значит, на кону - Казахстан

Газета Indian Express опубликовала статью Рагвендры Рао под названием “Kazakh Prez says nothing critical likely to happen after NATO exit.

В ней говорится о том, что на фоне опасений относительно развития событий в Центральной Азии вслед за уходом войск США и НАТО из Афганистана, запланированным в 2014 году, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, отвергший все “катастрофические теории”, выглядит достаточно спокойным. В отличие от тех, кто строит устрашающие предположения насчет скорого будущего региона, глава РК предстает человеком, который своими словами вселяет в людей уверенность в завтрашнем дне. Вместе с тем, в его таком поведении автор не усматривает никакой бравады.

Рагвендра Рао пишет: “На недавно завершившемся в Астане Евразийском медиафоруме – 2013 Назарбаев заявил, что вопрос региональной безопасности является очень актуальным для центрально-азиатского региона.

“Позвольте мне выразиться ясно. Я не приемлю катастрофических теорий, которые мы слышим с разных сторон. Я абсолютно не считаю, что уже включен таймер обратного отсчета, приближающего регион к некоему “часу Х” в 2014 году, когда в Афганистане завершится активная фаза операции международных коалиционных сил”, — сказал Назарбаев.

Он добавил, что “ничего критического не произойдет”, хотя есть “желающие или пугающие подобным сценарием”.

Он также охарактеризовал как “нелепые” предположения о том, что Россия пытается создать новый Советский Союз”.

Разумеется, это очень хорошо, когда люди, олицетворяющие собой власть, держатся так уверенно, но, вместе с тем, не умаляют значения той потенциальной опасности для безопасности региона, которая, как полагают некоторые эксперты, может быстро принять реальные очертания после ухода войск западной коалиции из Афганистана. К сожалению, в плане обеспечения стабильности в Центральной Азии в целом ввиду таких тревожных перспектив далеко не все зависит от Казахстана и его руководства. Ситуация — судя по многим признакам, пока что, правда, косвенным – складывается непростая. И официальной Астане в таких условиях не остается ничего другого, как усиливать бдительность.

Тем более что, как считают многие на Западе, Центральная Азия, где Казахстан имеет сейчас ключевое значение, становится “яблоком раздора” для великих держав. Об этом почти десять лет назад, в ноябре 2003 года, английский журнал Economist писал так: “Лутц Кливмен, журналист, совершивший множество поездок по всему региону и встречавшийся с множеством как нефтяных баронов, политиков и полевых командиров, так и простых людей, приходит к заключению, что великие державы снова играют в циничную “большую игру”, оставляя кровь и слезы следом за собой. Приз и состав игроков, однако, со времен событий XIX века изменился. Теперь на кону – не Индия, а доступ к богатым нефтяным и газовым запасам, которые, возможно, являются самыми большими в мире нетронутыми резервами энергии. И царскую Россию и колониальную Британию заменили Соединенные Штаты, постсоветская Россия, Китай, Иран и Пакистан”.

Все большие государства, названные в вышеприведенной цитате из журнала Economist, имеют в Казахстане свои интересы и, так или иначе, пытаются влиять на принятие решений по ключевым политическим и экономическим вопросам. Особенную роль в этом смысле играет, конечно же, “большая тройка” великих держав – США, Россия и Китай. Причем интересы названных государств, связанные с Казахстаном, по большей части расходятся друг с другом. А то и – просто в корне противоречат друг другу.

Впрочем, в нынешней ситуации наиболее актуальной представляется российско-американская борьба из-за Казахстана. В этой борьбе, если сказать точнее, каждая из сторон стремится склонить Астану к принятию выгодных для себя решений в вопросах транспортировки казахстанских энергоносителей на международные рынки. А они, эти предлагаемые решения, порой оказываются экономически менее выгодными, чем, скажем, объективно существующие альтернативные возможности. Но у великих держав бывают свои убедительные для малых государств аргументы.

Сейчас Казахстан практически исчерпал резерв для удовлетворения противоречащих друг другу интересов трех вышеназванных великих держав, каждая из которых называет его своим стратегическим партнером в регионе и, так или иначе, добивается от него соответствующего отношения к себе. Но всем угодить невозможно. В этом и кроется самая большая проблема для безопасности Казахстана.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.