Financial Times: Самая удивительная вещь касательно трио учредителей ENRC – это то, что никто из них не является натуральным казахом

Но это не мешает им контролировать наиболее важные активы Казахстана и быть частью казахского истеблишмента

Газета Financial Times опубликовала статью Нейла Бакли под названием “ENRC founders made good in Kazakhstan”.

В ней говорится так: “Самая удивительная вещь касательно трио учредителей Евразийской корпорации природных ресурсов — которые контролируют некоторые из наиболее важных активов Казахстана – заключается в том, что никто из них не является натуральным казахом.

Александр Машкевич и Алиджан Ибрагимов, обоим 59 лет, родились в соседней советской среднеазиатской республике Кыргызстан — и однажды сказали, что они впервые встретились на свадьбе в 1971 году. 60-летний Патох Шодиев родился в Ташкенте, столице соседнего Узбекистана.

Но все трое они, каждый из которых оценивается журналом Forbes в $2,1 млрд., являются частью казахского истеблишмента и рассматриваются как близкие к руководству страны люди”.

Господин Шодиев, отмечает несколько далее Нейл Бакли, “учился в МГИМО, элитном московском государственном институте международных отношений, что часто оказывалось кратчайшим путем к дипломатической службе или карьере в разведке, а затем являлся советским торговым служащим, отчасти в Японии. Этот карьерный путь послужил поводом для слухов о том, что господин Шодиев имел связи с КГБ. Сам он их отрицает”.

Его другом и однокурсником в МГИМО, как господин Шодиев рассказал институтскому ведомственному журналу в одном из своих редких интервью спустя годы, был земляк-узбек: Алишер Усманов, в настоящее время самый богатый человек России с состоянием в $18 млрд.

К слову сказать, они оба родились в 1953 году. Только Патоху Шодиеву уже исполнилось 60 лет (15 апреля), а Алишеру Усманову вскоре исполнится (9 сентября).

Нейл Бакли пишет: “Господин Машкевич начал деятельность в качестве вузовского преподавателя, став деканом Кыргызского государственного университета; господин Ибрагимов работал на кыргызских промышленных предприятиях. Но трио собралось в перестроечной Москве в конце 1980-ых годов. Как и многие бывшие советские магнаты, они начали свою деятельность в бизнесе с торговли нефтью и сырьем советского производства и импорта востребованных западных персональных компьютеров.

К 1991 году, сказал господин Шодиев институтскому журналу, “у каждого из нас было $100 миллионов”. В то время, когда будущие российские олигархи превращали свои миллионы в миллиарды, покупая по дешевке активы в рамках российских приватизаций 1990-х годов, трио повернулось к Казахстану, чья экономика находилась тогда в еще худшем посткоммунистическом беспорядке, чем экономика России.

Господин Шодиев сказал, что друг представил его в 1994 году премьер-министру Казахстана, который предложил ему делать инвестиции. “Я пошутил, что мне нужна гарантия от самого [президента] Назарбаева”, — сказал он. Вскоре после этого он встретился с президентом в ходе московского визита и заручился контрактом на управление Павлодарским алюминиевым заводом Казахстана”.

Вслед за этим автор рассказывает о том, как Патоху Шодиеву вместе с Александром Машкевичем и Алиджаном Ибрагимовым удалось нормализовать ситуацию на этом предприятии и, благодаря этому, ликвидировать многомесячные долги по зарплате перед работавшими там людьми, а потом уже на аукционе приобрести его в собственность. Потом трио объединилось в одну команду с группой Trans-World, управлявшейся братьями Дэвидом и Саймоном Рубиным, для участия в осуществлявшихся в середине 1990-ых годов в Казахстане приватизациях. Дальнейшая история развития бизнеса П.Шодиева, А.Машкевича и А.Ибрагимовым хорошо известна в Казахстане. И пересказывать ее нет смысла.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.