В советские времена все достижения любили сравнивать с уровнем 1913 года. Это был относительно честный приём. Именно к девятьсот тринадцатому Российская империя достигла своего расцвета и климакса (climax – высшая точка, кульминация (англ.).
Потом началась мировая война, следом одна революция, другая. За ними междоусобица и разруха. Страна долго выбиралась на прежний, дореволюционный уровень. А выбравшись и двинувшись вперёд, принялась с большим удовольствием меряться успехами с царскими временами. И чем дальше, тем больше 1913 год отставал от советских достижений. Сначала на проценты, потом в разы.
Но это с точки зрения официальной пропаганды. А в народе, наоборот, передавались из поколения в поколение рассказы о богатой и привольной жизни при царе-батюшке, без дефицитов, колхозов и парткомов.
“Какой мне прок от миллионов тонн чугуна и стали, если в магазине очереди? За любой хороший товар надо переплачивать спекулянтам, а на работе получаешь копейки, – горячился за столом, между своими, недостаточно сознательный советский гражданин. – А вот до революции, говорят, было по-другому. Всего вдоволь и работали на себя, а не на дядю”.
Есть такая особенность у человека: ему кажется, что раньше и солнце ярче светило, и арбузы были слаще, и “Кайрат” лучше играл. Я тоже любил послушать рассказы старых казаков бывшей станицы Софиевской (ныне город Талгар) и города Верного (ныне Алматы) о вольной и сытой жизни отцов и дедов. А также рассказы моих казахских однокурсников о том, что все их предки были крупными баями. У одного бабушка даже была внучкой бухарского эмира. Ну и, понятное дело, в 1913 году они кушали бешбармак на серебре, заедая персиками и финиками.
Конечно, в жизни и так бывает, и эдак и вообще по всякому. Но давайте-ка мы сравним кое-какую статистику столетней давности с нынешней. Если относиться к цифрам без фанатизма, рассматривая их только в качестве ориентира и понимая, что к любым статданным надо вводить много поправок, взгляд в прошлое может оказаться весьма полезным.
Прежде всего, сравним тогдашние деньги с теперешними. Удобнее это сделать через золотой эквивалент – цену тройской унции золота в 1913 и 2013 году.
В 1913 году унция стоила на Лондонской бирже 18,92 доллара или 36,7 рубля (средневзвешенный курс “николаевского” рубля к доллару составлял в то время 1,94).
В начале мая 2013 года на той же бирже унция золота продавалась за 1458 долларов — или за 45 200 рублей по курсу 31,0.
Стало быть, один “николаевский” рубль 1913 года “весит”: 45 200 : 36, 7 = 1232 современных российских рубля или 6160 тенге.
Успеваете?
Средняя зарплата в Российской империи в 1913 году составляла 24, 2 рубля или 29,8 тысячи современных рублей или 149 тысяч тенге.
Интересно, что это почти совпадает со средней зарплатой в РФ 2013 года: она составляла в марте 26,6 тысячи рублей. В Казахстане средняя зарплата равняется 110 тысячам тенге, это 22 тысячи рублей.
Разница в доходах в 1913 году тоже была очень значительной. Почти как сейчас. Например, наёмная прислуга получала 1,5- 8 рубля в месяц (1850 – 9850 современных рублей), учитель начальной школы — 25 рублей (30,8 тыс.), армейский поручик 80 рублей (98,6 тыс.), преподаватель закона божьего в гимназии 102 рубля (125,7 тыс.) Генералы, крупные гражданские чины и топ-менеджеры зарабатывали на современные деньги 200 – 500 тысяч рублей или от 1 до 2,5 миллиона тенге.
А основной массив реальных зарплат, особенно если брать не столицы, а провинцию, располагался на уровне 10-20 “николаевских” рублей. Это 12- 25 тысяч современных рублей или 60 – 125 тысяч тенге. Тоже очень похоже на сегодняшний день.
А вот цены по отношению к зарплатам были гораздо более высокими.
Например, очень дорого стоила еда. Сколько именно? Старые поваренные книги (в частности, выдержавший много изданий бестселлер Елены Молоховец “Подарок молодым хозяйкам или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве”) содержат вполне достоверные сведения на этот счёт. Пересчитав фунты в килограммы, а “николаевские” рубли в современные, получим следующую картину маслом из 1913 года:
Гречневая крупа – 308 руб/кг (1540 тенге)
Мука пшеничная – 246,4 (1232)
Рис – 369,6 (1848)
Сахар – 369,6 (1848)
Сливочное масло – 1725 (8625)
Говядина, грудина – 677,6 (3388)
Курица за штуку – 862,4 (4312)
Яйцо за штуку – 37 (185)
Картофель (за десяток) – 61,5 (308)
Капуста – 154 руб/кг (770)
Севрюга – 1386 (6930)
Судак – 770 (3850 тенге)
Вы удивлены, читатель? Оказывается, рыночное изобилие 1913 года, все эти ломящиеся от балыков и ананасов прилавки из старой кинохроники и с рождественских открыток были доступны далеко не всем нашим прадедам? Курица и сливочное масло считались у них дорогими деликатесами?
Да, именно так. А сейчас даже самый невезучий обитатель социального дна всё же имеет на обед куриный окорочок с картошкой или гречкой, чай с сахаром и батон с маслом.
Сто лет назад курятину не выращивали тысячами тонн на промышленных птицеводческих комплексах. Ещё не было скороспелых пород и сбалансированных рационов, позволивших во второй половине XX века фантастически удешевить продукцию. Кур в 1913 году разводили в крестьянских дворах и кормили, чем придётся. А хлеб по преимуществу убирали серпами и молотили на заднем дворе. Сельское хозяйство Российской Империи было мелкотоварным и малопроизводительным.
Сами крестьяне тоже не объедались говядиной, бараниной и куриной лапшой, а сидели на ситном хлебе и постных щах. Потому что выращенного с большим трудом бычка надо было вести на ярмарку. А курочек и яички нести туда в корзине. Чтобы купить на эти деньги новый плуг, детям справить какие ни то пальтишки, хозяйке платье, а хозяину смазные сапоги. Всё это тоже стоило больших денег — опять из-за несовершенства технологий, отсутствия по-настоящему массового производства и дороговизны сырья. А из Китая завозить товар ещё не научились.
Теперь о квартирном вопросе. Весь городской жилищный фонд Российской империи в 1913 году составлял 180 млн. кв. метров – в расчёте на 28,5 млн. городских жителей. Площади сельских пятистенок, мазанок и тем более юрт никто не считал. То есть на среднего горожанина сто лет назад приходилось по 6 “квадратов” жилой площади.
Сейчас в РФ на одного жителя приходится по 21 кв. метру жилья, в Казахстане по 18. Это гораздо меньше, чем в США, Канаде и Германии, но почувствуйте разницу с отечественным 1913 годом. При том же уровне неравенства.
Тем более в Казахстане, где горожане сто лет назад составляли менее 10 процентов населения. Быт многих других местных жителей вы сможете себе представить, если побываете в чабанских зимовьях где-нибудь в Сарытаукумах. Желательно в декабре. При тридцати градусах мороза с ветром.
Только надо еще вычесть из каменно-тяжелого, почти первобытного образа жизни современных чабанов газовые плиты, дизельные генераторы и совхозные домики, отапливаемые завозным углем. И поставить на их месте саманные мазанки или юрты, топившиеся кизяком.
А вот в середине мая на джайляу в юрте очень хорошо. Кто же спорит.
Когда сейчас прогрессивные политики говорят об удивительном терпении русского и казахского народа (покойный генерал Лебедь как-то даже назвал это терпение “ослиным”), они, пожалуй, не вполне отчётливо сознают одну простую вещь. Сегодняшний уровень жизни в наших краях, такой скромный по сравнению с Европой и Америкой, разительно отличается от быта наших дедов и прадедов.
Политики об этом забывают, а народ помнит. Тем более, что каменно-тяжёлый быт не закончился в 1917 году. Он и в середине XX века оставался нелёгким, да и потом не везде быстро улучшался. Так что для горожан в первом поколении, переехавших из аула на окраину Алматы, их теперешняя хрущовка с шестиметровой кухней — но с центральным отоплением, газом, горячей и холодной водой — это коммунальный рай. А дешевая курятина и копеечные рис и макароны из магазинчика в торце этой хрущовки – настоящее изобилие.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.