CITY A.M.: Казахские фирмы – кандидаты на выход или выведение из индекса FTSE 100 на Лондонской бирже

Получается, что британское законодательство о биржах и биржевой деятельности не совместимо с реальностью ведения бизнеса в Казахстане

Издание CITY A.M. опубликовало статью Тима Уоллеса под названием “Russian and Kazakh firms set for relegation from FTSE 100 — “Российские и казахские фирмы определены на выведение из индекса FTSE 100”.

В ней высказывается предположение о том, что “все российские и базирующиеся в Казахстане фирмы, чьи акции котируются на Лондонской фондовой бирже, как ожидается, покинут ведущий индекс FTSE 100 в течение ближайших месяцев”. Имел место прилив восточных гигантов, входивших на лондонский рынок “голубых фишек” за последние годы. А теперь, мол, наметилась тенденция к возникновению обратного процесса.

Ожидается, что горнорудные компании “Полиметалл” и “Евраз” не выпадут из индекса FTSE 100 уже при обзоре за следующий месяц, так как стоимость их акций снизилась вместе с падением цен на сырьевые товары.

“А проблемная “Евразийская корпорация природных ресурсов” (Eurasian Natural Resources Corporation или ENRC) или сама выкупит свои находящиеся в обращении акции, или будет выведена из индекса (FTSE 100) по той причине, что слишком мало ее акций находится в свободном обращении. Второй из названных факторов представляет собой нарушение недавно ужесточенных правил о доле акций, которые должны независимо продаваться и покупаться, а не оставаться в руках у основного владельца.

Между тем, группа “Казахмыс” выпала из FTSE 100 в феврале после того, как ее стоимость снизилась на 30 процентов по сравнению с показателем 2012года”, — пишет Тим Уоллес.

Он отмечает, что “опыт являющейся казахской собственностью горнорудной группы ENRC, которая в настоящее время становится объектом расследования Офиса по борьбе с крупным мошенничеством (Serious Fraud Office – SFO), оказался исключительно разрушительным для имиджа компаний региона”.

Бывший директор ENRC Кен Олиса назвал эту компанию “больше советской, чем относящейся к Сити”, когда он в 2011 году был голосованием выведен из состава ее совета директоров. Такая характеристика сделалась нарицательной.

Как бы то ни было, сейчас со стороны ведущих акционеров предпринимается попытка выкупить находящиеся в обращении акции группы ENRC и, таким образом, вывести ее из листинга на Лондонской бирже.

А это, видимо, должно некоторым образом подразумевать утрату Лондоном привлекательности в глазах казахстанских компаний. Отсюда, надо полагать, и проистекают основания для разговоров о том, что наметилась тенденция к возникновению обратного процесса.

Но такое видение ситуации представляется не совсем верным. Почему? Потому что такая тенденция выявилась не сейчас, а уже достаточно давно.

Британская газета Daily Telegraph еще 20 сентября 2010 года опубликовала статью Ричарда Оранджа под названием Britain’s new Bribery Act ‘will encourage firms to avoid London Stock Exchange”.

В ней говорилось так: “Британский новый закон о взяточничестве, по мнению банкиров и бизнесов, рассматривающих вопрос листинга, рискует вызвать вторую волну перенаправления в другую сторону казахских компаний, добивающихся сбора денег с Лондонской фондовой биржи”.

Другими словами, речь уже тогда шла о том, что ужесточение британского законодательства по борьбе с коррупцией может обусловить дальнейший отток казахстанских предпринимательских структур, чьи акции котируются в Лондоне, на другие площадки.

Р.Орандж из казахстанской коммерческой столицы Алматы приводил следующее высказывание одного банкира, который помог организовать одно из крупнейших предкризисных лондонских мероприятий страны по привлечению капитала: “Я ожидаю серьезного подрыва привлекательности лондонского рынка этим законом”.

Десять “контролируемых казахами” компаний стали между октябрем 2005 года и декабрем 2007 года котировать свои ценные бумаги в Лондоне.

“Но с конца прошлого года казахские компании все больше рассматривают листинги Гонконга. Закон о взяточничестве, который предназначен к вступлению в силу в апреле после консультаций с британскими компаниями в этом месяце, является причиной дальнейших сомнений”, — писал Ричард Орандж.

Почему? Проработавшее в Казахстане в течение долгого времени исполнительное должностное лицо западной горнорудной компании высказался на этот счет так: “Этот закон просто не совместим с реальностью ведения бизнеса в этой стране”.

Но это на словах. А на деле как? В ответ на такой вопрос в завершающей части своей статьи Р.Орандж утверждал следующее: “Но получение сделок и имение дела с чересчур рьяными местными чиновниками по-прежнему зачастую означает произведение платежей”. Иначе говоря – дачу взяток.

В общем, получается, что британское законодательство о биржах и биржевой деятельности не совместимо с реальностью ведения бизнеса в Казахстане. Отсюда и нынешние проблемы. Так что будет, наверное, неудивительно, если листинги Гонконга придут на смену листингам Лондона.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.