CNN International: Казахстан входит в ряды ведущих поставщиков нефти в Китай

В КНР считают, что “Китай должен строить больше таких энергетических проектов, как газопровод Китай-ЦА и нефтепровод Китай-Казахстан”

Телеканал CNN International передал репортаж Джеффа Хискока под названием “Energy-hungry China scours the globe to secure future supplies.

В нем говорится так: “Китай расширяет свои энергетические ставки, не желая становиться слишком зависимым от одного места с учетом нестабильной политической ситуации во многих странах, поставляющих энергоносители.

Саудовская Аравия уже давно является ценным поставщиком, равно как и Ангола, в то время как Иран и Ирак снова вступают в споры. Другими значительными экспортерами являются Судан, Оман, Кувейт и Казахстан”.

Следует отметить, что наша страна выдвинулась на такую позицию относительно недавно. В начале нынешнего десятилетия. Рост объемов поставок казахстанской нефти на рынок соседней великой державы обусловлен, прежде всего, неуклонно растущим спросом на углеводороды в Китае. И такая тенденция, по мнению экспертов, будет сохраняться в обозримом будущем.

“Согласно новым прогнозам Международного энергетического агентства мировой спрос на первичную энергию вырастет на 45 процентов в 2006-2030 годах”, — говорилось в одной из недавних публикаций журнала Economist под соответствующим названием: “Oil demand” — “Спрос на нефть”.

По представлениям этой международной структуры (IEA — International Energy Agency), ожидается, что глобальный спрос на нефть увеличится с 85 млрд. баррелей до 106 млрд. баррелей в сутки. Предполагается, что при этом потребность в нефти среди наиболее богатых стран в Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР или OECD) снизится, так что все остальное, а также большая часть приростной доли спроса должны будут исходить из развивающихся стран.

Международное энергетическое агентство предполагало, что на Китай придется 43% прироста в спросе с взносом в то же самое со стороны Индии и Среднего Востока около 20% с каждого. Также МЭА прогнозировало, что три четверти прироста техногенных выбросов в атмосферу в период между нынешним временем и 2030 годом будут иметь происхождение из Китая, Индии и Среднего Востока.

Итак, по представлениям экспертов МЭА, предложивших вышеописанного порядка прогноз по динамике мирового спроса на нефть в 2006-2030 годах, Китай должен обеспечить чуть ли не половину прироста потребности в этом сырье. В таких предсказаниях ничего неожиданного, пожалуй, нет. Потому что Китай уже является тем локомотивом в мировой экономике, который вот уже столько лет тащит вперед нарастающий спрос на это сырье. Причем рост потребности в нефти в действительности с течением времени вновь и вновь оказывается куда более высоким, чем прогнозировалось ранее.

В 2000 году эксперты говорили об объеме от 90 до 180 млн. тонн, который Китай будет вынужден ввозить извне к 2010 году. Но в действительности ситуация складывалась так, что правомерно было ожидать превышения даже самого предельного прогнозного показателя к исходу означенного периода. По итогам 2005 года среднесуточное потребление нефти составило уже 7 млн. баррелей. Что почти на 1,5 миллиона больше, чем двумя годами ранее и на 3,6 миллиона – чем за десять лет до того. Ведь в 2003 году Китай потреблял 5,56 млн. баррелей, а в 1995-м – 3,4 млн.

Эти данные весьма красноречиво свидетельствуют о том, что темпы роста потребления Китаем нефти увеличиваются все резче и резче. Чтобы показатель китайского среднесуточного потребления, начиная с середины 1990-ых годов, увеличился на 2,16 млн. баррелей понадобилось 8 лет. А увеличение на следующее почти 1,5 млн. баррелей заняло всего 2 года.

И оно продолжается. В июне 2008 года Китай впервые перешел порог уровня в 8 млн. баррелей в своем суточном потреблении нефти. В годовом и тоннажном измерении это может составить порядка 400 млн. тонн.

В октябре 2011 года Китай перешел уже порог уровня в 9 млн. баррелей в своем суточном потреблении нефти. В годовом и тоннажном измерении это может составить порядка 450 млн. тонн. Таким образом, стране понадобилось немногим больше 3 лет для увеличения своего спроса на столько, сколько всего в 2004 году добывал Казахстан. В 2012 году на Китай пришлись 40% прироста в мировом спросе нефти.

Американские эксперты по вопросам энергетики прогнозировали достижение Китаем уровня ежедневного потребления в 12,8 млн. баррелей к 2025 году. А в настоящее время увеличивается его зависимость от поставок из района Персидского залива.

Ведь, как предполагается, доля Среднего Востока в импортируемых Китаем объемах уже достигла 80 процентов. Немалую часть оставшихся 20 процентов нефтяного импорта для себя китайцы все также должны будут, надо полагать, доставлять из еще более далеких от себя регионов. К примеру, из Западной Африки. Расположенная там и имевшая в недавнем прошлом примерно такие же, как у Казахстана, производственные показатели по нефти Ангола превратилась за последние годы в одного из важных поставщиков этого сырья в Китай.

Доставка морем посредством танкеров от производителя сразу конечному потребителю делает нефтяной импорт морским путем более дешевым, чем такой же импорт по сухопутным маршрутам. Но в таких импортных выборах для Китая есть сразу два серьезных минуса.

Во-первых, это — то, что район Персидского залива традиционно воспринимается как одна из “горячих точек” на политической карте мира. И время от времени там возникают серьезные конфликтные ситуации. Да и другой важный поставщик Китая, Ангола, только недавно вышел из гражданской войны, продолжавшейся десятилетиями.

Во-вторых, морские маршруты в Китай — что из района Персидского залива, что из Западной Африки – находятся в самом узком месте, в тех местах, где расположен Сингапур, под контролем американских военных.

Поэтому китайцам приходится искать такие альтернативные районы и регионы, где обстановка была бы спокойнее, и откуда нефть могла бы попадать к ним, минуя Малаккский пролив, находящийся под наблюдением американцев.

Самый близкий и доступный из них – это Центральная Азия. В этом регионе самая близкая и богатая нефтью страна – Казахстан.

И внимание к нему со стороны Пекина в этом смысле растет. В сентябре 2012 года тогдашний премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, выступая в Урумчи, сказал так: “Китай должен строить больше таких энергетических проектов, как газопровод Китай-Центральная Азия и нефтепровод Китай-Казахстан, и ускорить создание новых энергетических трубопроводов между Россией и Китаем”.

По данным Energy Information Administration, Казахстан наряду с Россией входит в первую десятку крупнейших поставщиков нефти в Китай.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.