«Бездомный» — это звучит грустно

В дискуссионном клубе «Эксперт» ФНБ «Самрук-Казына» обсудили проблемы доступного жилья

Тема жилья, собственной крыши над головой вечна и актуальна до тех пор, пока на земле останется последний человек.

Бездомные журналисты

 Прежде чем начать дискуссию в клубе ФНБ «Самрук-Казына» «Эксперт», ее модератор обратился к пришедшим «на Еримбетова» журналистам: поднимите руки те, кто не имеет своей квартиры. Оказалось, углы снимает добрая половина пишущей, говорящей и показывающей столичной братии. Многие с семьями. Журналисты, за исключением работающих в государственных СМИ, вообще не имеют никакого социального статуса, следовательно, социально никак не защищены. Они не относятся ни к бюджетникам, ни к социально уязвимым слоям населения, а посему встать в очередь на жилье – что птицу счастья поймать.

Мы не имеем права даже на выходные и праздничные дни: события нас не ждут, и освещать их надо. В большинстве своем мы работаем по 10-12 часов в сутки, а иногда и сверх того. До высокого ли творчества, особенно молодым, когда в голове постоянно свербит: как заплатить за съемную квартиру (а ведь и личную жизнь хочется устроить и всегда выглядеть надо хорошо: публичность профессии обязывает). Потому-то и впрягаются столичные журналисты в дополнительные заработки – пашут в нескольких изданиях, подрабатывают в пресс-службах. Казахскоговорящим приходится еще хуже: мало того, что зарплата у них, как правило, ниже, так рынок «дополнительного» труда ограничен в силу не особой-то востребованности государственного языка. «Бездомный журналист» — звучит грустно.

Шокирующая статистика

В самом начале очередной дискуссии в «Эксперте» на тему «Механизмы реализации жилья для населения по программе «Доступное жилье – 2020» заместитель председателя  правления АО «ИО «Казахстанская Ипотечная Компания» Болат Досмухамбетов честно предупредил: «Если встанете в очередь, долго придется ждать». По его словам, сегодня в очередях на жилье по госпрограмме стоят свыше 200 тыс. казахстанцев. И эта тенденция не снижается, а с учетом глобальной урбанизации населения, роста его численности, проблема, наоборот, может приобрести еще большую остроту. В Астане, например, городской акимат только-только закрывает список очередников, которые подали заявления на получение квартиры от государства … в 1980 году! Информация повергла в шок присутствующих. «Это что же, квартиру получают люди, которые Олимпиаду провели?! Мишка улетел уже…, — изумился Нурлан Еримбетов. — Значит, если я сегодня встану в очередь, то получу квартиру через 34 года, отметив свой 100-летний юбилей, если, конечно, Аллах позволит мне столько прожить».

«Это данность, от которой мы никуда не денемся. В последнее время люди поняли, что государство начинает реально помогать социальным слоям, поэтому очередь начал расти с геометрической прогрессией», — безжалостно погасил последний проблеск надежды Болат Досмухамбетов.

«Человек без адреса подозрителен…»

— После наших исследований мы пришли к выводу, что жилищная проблема может стать причиной социальных конфликтов. Потерянные надежды, чаяния, разбитые семьи, даже суицид…Недавно приезжали ипотечники, требовали от государства и банков списания своих долгов, пытались митинговать. Что здесь главное: наша ментальность – люди хотели сначала получить жилье, потом инфляция, дорого. Почему люди вышли? Это страновая проблема или это какая-то непонятная группа людей? – спросил своих гостей модератор.

(Необходимо напомнить. Благодаря некоторым СМИ недавно страна узнала о драматичных событиях, произошедших в Астане в дни проведения международного экономического форума, когда приехавших в столицу из разных концов Казахстана представителей общественного объединения «Оставим народу жилье!», насильственно задержали отряды полиции. Несколько человек были подвергнуты аресту от 70 до 15 суток, многие – административному штрафу в размере 10 МРП. – ред.)

 — Не думаю, что это проблема страновая, — говорит начальник управления строительства  и работы с финансовыми институтами департамента архитектуры и строительства министерства регионального развития РК Акылбек Насыпов. — Есть ряд заемщиков, в основном, они в Алмате и Астане, которые, надеясь на спекулятивный рост цен, переоценив свои возможности, в свое время получили кредиты на большие суммы. Они до сих пор не могут решить свои проблемы.

Но это проблема не только БВУ. У нас очень зарегулирован банковский сектор. У нас нет практики списания убытков, как делается во всем мире. У нас ограничены возможности по фондированию, капитализации, поэтому банки стараются себя защитить, клиентов капитализировать, реструктуризировать, но не готовы простить долги. Не потому, что не хотят, но это та действительность, которая у нас существует.

Кроме того, в этой группе людей (имеются в виду оэнжэвцы – ред.) есть активисты, которые имеют по несколько квартир. Государство же не обязано списать долги по всем их квартирам.

 По мнению депутата мажилиса парламента РК Айгуль Соловьевой, брать кредиты под 18% для покупки нескольких квартир равнозначно самоубийству. «Одно жилье государство им сделало через Фонд «Самрук-Казына». Остальные – это их риски, они должны были знать, на что шли. Простить долги – это гражданско-правовые отношения, которые каждый из них заключил с банком. Государство уже понесло ответственность за то, что допустило их на этот рынок. Списать ипотечные кредиты за счет налогов других граждан – это, в конце концов, аморально. Другое дело – может, их реструктуризировать, продлить сроки. В противном случае, сработает принцип домино – потянутся другие. Это была их добрая воля», — считает она.

Трудно поспорить. «Человек без адреса подозрителен, человек с двумя адресами – тем более», — сказал когда-то великий Джордж Бернард Шоу…

Депутаты «сдают» квартиры

И все-таки, как человек, не имеющий жилья, а который очень его хочет, должен поступить? Куда и к кому идти? В прежние, советские, времена все было просто: он шел в местный исполком.

Айгуль Соловьева напомнила: «Государством предусмотрено 9 механизмов. Сначала он должен оценить свои возможности, определить, в какую группу он входит. Кроме частного рынка жилья, существует несколько инструментов – ипотечная компания – КИИК, ФНБ «Самрук-Казына», Жилстройсбербанк и др. Если вы относитесь к группе, у которой ежемесячный доход составляет менее 57 тыс. тенге, тогда идете в очередь в акимат. В этой очереди тоже есть 7 позиций: семьи, где есть дети-инвалиды; дети-сироты; участники Великой Отечественной войны, матери-одиночки; инвалиды и т.д.

Сегодня в Казахстане существуют рынки коммунального, муниципального, арендного жилья. Парламент внес 12 рекомендаций для правительства, 10 – для акиматов – по совершенствованию процесса удешевления жилья и и прозрачности очереди. «Но как нам докладывают, очереди значительно увеличились, потому что в них входят и госслужащие. Сейчас вопрос стоит так: если госслужащие имеют достаточную зарплату, они не должны вставать в очередь вместе с инвалидами и другими социально уязвимыми категориями населения. Запретить приватизацию государственного жилья, потому что многие госслужащие получают квартиру, потом приватизируют ее, а потом снова становятся в очередь».

Тут депутату парировал Нурлан Еримбетов: «Почему сегодня жилье, которое предоставляется депутатам от государства, ими приватизируется?».

— Я не знаю такого инструмента, когда депутат может приватизировать. Все освобождают занимаемые квартиры в депутатском доме, когда кончается срок полномочий. Дается буквально неделя для того, чтобы освободили квартиру, — пояснила Айгуль Соловьева.

Отработаем по полной

Своеобразный ликбез для участников дискуссии и граждан (через СМИ, приглашенные в «Эксперт») провел Болат Досмухамбетов:

— Если говорить по общим основаниям, то можете прийти к нам, получить кредит, заплатив первоначальный 30% взнос – это классическая ипотека.

Если говорить о программе «Доступное жилье – 2020», то у нас работает программа «Арендное жилье с выкупом». Сначала вы должны пойти в местные исполнительные органы, встать в очередь. Список потенциальных арендаторов формируют акиматы, точнее, управление или департамент жилья, которые они передают нам. Затем мы проводим оценку платежеспособности очередников. Вы представляете подтверждающие документы, в том числе по задатку. В течение недели мы вас отработаем и квартиру даем на рыночных условиях.

Баллы – по деньгам

Как известно, одним из операторов программы «Доступное жилье – 2020» является  Жилстройсбербанк. Управляющий директор Астанинского филиала АО «Жилстройсбербанк Казахстана» Мурат Шарипов разъяснил механизмы реализации программы в своем ведомстве: «В рамках доступного жилья в сотрудничестве с местными исполнительными органами мы строим жилье для своих вкладчиков. Чтобы принять участие в этой программе, желающий открывает договор с нами, продолжает  накапливать средства на счету. Пул набирается, исходя из поданных заявлений. Исходя из количества собравшихся пулов, в течение двух месяцев формируем расчет баллов. У кого наивысший балл, тот и становится претендентом на получение квартиры. После завершения строительства в чистовой отделке, он получает кредит и вселяется в квартиру. Эти деньги мы возвращаем государству.

Это ориентировано на то, чтобы люди накапливали свои сбережения и когда возьмут кредит, им было безболезненно обслуживать кредит. На сегодня процентная ставка в пределах 5% — это для тех, кто уже накопил деньги в течение более трех лет.

Очередь формируется в системе банка, но каждый приходит и подает заявление, оно регистрируется и вывешивается на сайт.

Если человек недостаточно платежеспособен, он может взять квартиру в аренду. Есть жилье для молодых семей. Акимат строит жилье с чистовой отделкой и представляет им – возраст претендента должен быть не более 29 лет».

В среднем в Казахстане через Жилстройсбербанк на одну квартиру по программе «Доступное жилье» претендуют два человека. В Астане и Алматы показатель намного выше.

Дешевого жилья не будет

Камнем преткновения в реализации жилищной программы является дороговизна пресловутого квадратного метра. На встрече с руководством Астаны, посвященной именно вопросам строительства жилья, глава государства жестко критиковал столичную власть за неоправданно завышенную стоимость жилья и велел сделать его дешевле.

Что делается, чтобы удешевить? – вопрос модератора представителю минрегионального развития.

Акылбек Насыпов поправил его: речь шла о стоимости коммерческого жилья. Застройщики манипулируют сознанием людей, оговаривая определенные сроки строительства, в обход закона о долевом строительстве заключают договора инвестирования. Дабы не допустить этого, министерство предложило внести изменения в отечественное законодательство.

Кроме того, во всех регионах созданы и работают межведомственные комиссии, которые принимают участие в долевом строительстве, ведут инвентаризацию всех застройщиков на рынке долевого строительства.

В рамках программы «Доступное жилье» проводятся мероприятия по снижению себестоимости жилья, в том числе через строительство ДСК. Но, заметил чиновник, нельзя снижать стоимость, жертвуя качеством, необходимо соблюдать баланс.

По словам Айгуль Соловьевой, парламент представил правительству 7 рекомендаций по удешевлению стоимости жилья. Однако все они были отклонены. Причем министерством финансов. «Говорят о госзакупках, о поощрении и благодарностях, которое несет в себе коррупционное составляющее. Идет искусственное удорожание стройматериалов. Нет прозрачности, конкурентноспособности. Эти факторы играют роль в том, что никак не могут удешевить жилье», — считает мажилисмен.

Не совсем согласен с понятием «дешевое жилье» председатель правления АО «Фонд недвижимости «Самрук-Казына» Болат Палымбетов. «Надо забыть раз и навсегда –   дешевого жилья не будет, — назидательно сказал он. — Вы посмотрите, по какой цене продают бабушки свои хрущевки. Вспомните мировой кризис, когда цена нефти упала в два раза, но при этом стоимость квартир не упала в два раза. Она упала на 10-15 процентов».

Квартиру – по интернету

Жилье сегодня можно приобрести и через другого оператора жилищной программы – ФНБ «Самрук-Казына». «У вас тоже очереди?» – поинтересовался Нурлан Еримбетов, обращаясь к Болату Палымбетову.

Очереди здесь нет. Разработанную ФН жилищную программу можно отнести к ноу-хау. Она рассчитана на степень доходности граждан.

«Самое главное – механизмы», — уверен Болат Палымбетов. – Наша программа рассчитана на людей, которые имеют достаток свыше 100 тыс. тенге зарплаты. Мы ранее забывали, что у нас появились люди среднего достатка, которые не пойдут в акимат, чтобы встать в очередь.

Мы «прошлись» по всем странам, которые занимаются проблемами жилья. Нет нигде такого понятия, как очередники. Только в постсоветских государствах”.

Далее глава Фонда недвижимости «Самрук-Казыны» рассказал и показал нечто такое, что в потухших было после откровенной информации его тезки из КИИКа глазах журналистов вновь появился блеск надежды. Надежды не иллюзорной, а реальной, к которой можно прикоснуться нажатием «мышки» компьютера.

Первыми на постсоветском пространстве в ФН «Самрук-Казыны» разработали программу, которая позволяет казахстанцам получить жилье через Интернет. Программа еще не принята, пока идет ее обсуждение в социальных сетях. Голосование по Интернету показало, что 99% казахстанцев – за нее, и лишь 1% — за сохранение очередей.

«Критиковать легче всего. Мы восемь месяцев занимаемся этим – и ни одного толкового предложения ни от Жилстройсбербанка, ни от акимата», — констатировал факт Болат Палымбетов.

Стартует программа в Алмате, потом – Астана, Атырау и Актобе. Исчерпывающую информацию о программе, порядке регистрации и получения квартир и т.д. может получить любой, зайдя на сайт Фонда недвижимости. Что и сделали бездомные журналисты прямо в дискуссионном зале, в присутствии всех. Кое-кто из них даже успел зарегистрировать себя в очереди на получение жилья через сайт ФН.

Пока они проводили нехитрые операции, председатель правления ФН продолжал комментировать: «За два-три месяца до окончания строительства начинаем распределение жилья. Здесь указано: какое вы хотите жилье – арендное с последующим выкупом или выкуп. Есть общая очередь, зарегистрированная до секунды. Никто туда не может залезть.

Но это не значит, что вы получили квартиру. Первые 100 человек на 100 квартир начинают собирать документы: о том, что у него, скажем, в Астане нет жилья, что он гражданин Казахстана. Если он претендует на арендное, то должен доказать свою платежеспособность. Если из 100 человек кто-то выбывает, идет 101-й и т.д. Вы видите, кто зашел и кто ушел из списка, потому что у вас есть первоначальный список и текущий. Формируется окончательный список, который тут же закрывается. Очередь формируется только на один дом. Следующий дом начинается с нуля – с новой очереди».

— А если я был первым, а вы оказались вместо меня?- поинтересовался модератор «Эксперта».

— Ну, это надо иметь такую наглость! Программа защищена, никто этого не сможет сделать. Если они влезут, то порвут всю базу данных. Мы заново это будем делать.

Если вы на следующий год опять захотите участвовать в программе, у нас лампочка загорится: стоп! – он уже участвовал в программе. В нашей программе можно участвовать только один раз, — заверил Болат Палымбетов. То есть привычные штучки фальсификации и мошенничества в случае с ноу-хау Фонда недвижимости «Самрук-Казыны» не прокатят.

Тема доступного жилья поднимается на разных площадках. Но впервые именно в «Эксперте» прозвучали не общие рассуждения про «всю мировую революцию», а конкретика. Да такая, к которой можно прикоснуться, чтобы почувствовать и понять, что это – реально.

Хорошуну и без «эксперта» хорошо

И последнее. К сожалению, проигнорировали приглашение «Эксперта» заместитель акима г. Астаны Сергей Хорошун, от милости или немилости которого зависит судьба “проблемных” жителей столицы, у которых, кстати, масса претензий к нему, а также заместители начальников: управления жилья Астаны – Руслан Ахметов; управления строительства – Ержас Айтуганов.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.