Nation: Н.Назарбаев поздравил Н.Шарифа и выразил уверенность в том, что казахстанско-пакистанские отношения будут укрепляться на благо народов двух стран

Наваз Шариф - наиболее рьяный в Пакистане сторонник прокладывания энергетических и иных маршрутов из Центральной Азии к глубоководному порту Карачи

Пакистанская англоязычная газета Nation опубликовала переданный из Исламабада репортаж под названием «Kazakh President felicitates Nawaz» — «Казахский президент поздравляет Наваза».

В нем говорится так: «Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поздравил премьер-министра Наваза Шарифа с официальным вступлением в должность премьер-министра. В своем послании президент Назарбаев заявил, что активное участие народа Пакистана в состоявшихся недавно в стране всеобщих выборах и его поддержка партии PML-N (Pakistan Muslim League — Nawaz) наглядно продемонстрировала доверие, которое он оказывает лидерству и политике премьер-министра Наваза.

Президент Назарбаев также выразил уверенность в том, что отношения между Пакистаном и Казахстаном в духе сотрудничества и дружбы будут укрепляться на благо народов двух стран».

Напомним, что оппозиционная прежде партия PML-N (Pakistan Muslim League – Nawaz — Пакистанская мусульманская лига Наваз) во главе с экс-премьером Навазом Шарифом одержала уверенную победу на всеобщих выборах в Национальную ассамблею (нижнюю палату парламента) Пакистана, состоявшихся 11 мая нынешнего года. А это дало Навазу Шарифу возможность в четвертый раз за свою карьеру политика возглавить правительство у себя в стране.

63-летний Миан Мохаммад Наваз Шариф занимал пост премьер-министра Пакистана с 6 ноября 1990 года до 18 апреля 1993 года, с 26 мая 1993 года до 18 июля 1993 года и с 17 февраля 1997 года до 12 октября 1999 года. В пору его третьего премьерского срока страна обзавелась атомным оружием и по факту была признана ядерной державой.

Для казахстанских государственных деятелей и политиков памятно его первое премьерство. Тогда он показал себя наиболее рьяным в пакистанском истеблишменте сторонником прокладывания энергетических и прочих маршрутов из Центральной Азии к глубоководному порту Карачи. И соответствующим образом действовал. Если бы реализовались призванные связать Южную Азию с Центральной Азией транспортные проекты, предложенные в начале 1993 года на заседании руководителей стран-участников Организации экономического сотрудничества (ОЭС) тогдашним пакистанским премьер-министром Навазом Шарифом, сейчас было бы уже больше оснований говорить о возрождении исторического Великого Шелкового пути.

Ведь они предполагали осуществление грандиозных перемен в отношении Центральной Азии. По сути, речь шла о выведении стран нашего региона, в том числе и, разумеется, Казахстана, из континентальной замкнутости. Для этого предлагался в частности проект перспективного железнодорожного пути – от туркменской Кушки через афганский Герат и Кандагар к пакистанскому Чаману и Кветте. Автомобильная дорога по этому маршруту уже тогда существовала. Если бы удалось связать участок Кушка-Чаман железной дорогой, наш регион получил бы через Кветту надежный выход к глубоководному порту Карачи, а оттуда – кратчайший путь к наиболее динамично развивающейся части света, Юго-Восточной Азии. Расстояние между Кушкой и Чаманом не больше, чем между отдельными регионами Казахстана. От Чамана до Карачи есть действующая железная дорога длиной всего 800 км. По этому маршруту можно было бы проложить и продуктопроводы (что сейчас Туркменистан и пытается осуществить, встречая жесточайшее сопротивление). Осуществление этого проекта, безусловно, обещало выгоды всем государствам Среднего Востока и Центральной Азии, которые и составляют основу ОЭС.

К сожалению, предложенные 20 лет назад Навазом Шарифом проекты так и остались тогда нереализованными. Прежде всего, наверное, потому, что он сам вскоре после того заседания ОЭС, на котором им выдвигались эти проектные идеи, покинул пост премьер-министра Пакистана.

В ходе своего третьего пребывания главой пакистанского правительства — с 17 февраля 1997 года до 12 октября 1999 года — Наваз Шариф был занят превращением своей страны в ядерную державу.

Теперь он после большого перерыва в четвертый раз становится премьер-министром Пакистана. Становится в такую пору, когда его давняя идея связывания Центральной Азии и Южной Азии железной дорогой и трубопроводами имеет больше поддержки, чем прежде.

Одним словом, если в Пакистане к власти снова пришли люди, относящиеся к трансафганским маршрутам максимально благоприятно, планы по их прокладке, надо полагать, могут значительно облегчиться и ускориться.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.