“Великая стена” навалилась на Марата Караманова

Будни рабочих в нефтяной отрасли Актюбинской области суровые, чиновники на стороне иностранного работодателя

“Нельзя издеваться над невинным честным человеком”, – заявил Алпамыс Бектурганов, председатель общественного комитета по поддержке граждан, по делу Марата Караманова, нефтяника из Актюбинской области. “Где наши аксакалы? Почему они молчат? Если все будут держаться “наша хата с краю” – этот конфликт неминуемо кончится плохо”, – предупредил он на пресс-конференции в Алматы.

Марат Караманов – буровой мастер на скважине №5 китайской буровой компании “Великая стена”, которая работает в Актюбинской области. От лица более 500 сотрудников он обратился к руководству компании в лице генерального директора Ху Эр Тая по вопросам заработной платы, условий труда, отдыха, питания, обеспечения запчастями.

Судя по раздаточному материалу, предоставленному на пресс-конференции, различных проблем в ТОО “Великая стена” действительно много. Например, казахским рабочим на обед отводится один час. Китайские отдыхают с 12 до 15 часов и в это время со склада, например, невозможно получить никакие материалы (всеми материальными ценностями заведуют только китайцы). Бухгалтер заходит подписать у китайского повара накладные, а тот кидает в нее редькой, а потом выталкивает из помещения в присутствии большого числа людей. Джан Ху, инженер по бурению, требует от коллектива из одних казахскоязычных рабочих общаться между собой на русском языке. Китайские рабочие получают зарплату как инженерный состав.

По словам Алпамыса Бектурганова, от руководства компании работники слышат только обещания, а между тем их условия работы только ухудшаются (нормы затрат времени на различные виды работ установлены невыполнимые, ликвидированы инженеры по технике безопасности, из-за чего гибнут нефтяники). Участвовавший в пресс-конференции Айболат Дуйсенов, помощник бурильщика в ТОО “Великая стена”, сообщил, что только после последних брожений на предприятии немного подняли зарплату. Раньше он получал 86 тыс. тенге, сейчас около 100 тыс.

Акимы на периферии ведут себя как корольки. “Сейчас у нас в регионах тенденция: кто будет искать справедливость – его любыми поводами будут стараться отправить за решетку”, – подчеркнул г-н Бектурганов. История с Маратом Карамановым, который из династии нефтяников и имеет трудовой стаж в 30 лет, как раз из этой серии. Официальный профсоюз интересы рабочих не защищает – всегда на стороне работодателя.

После обращения Марата Караманова на скважине пропало промышленное долото. Оно весит более 100 кг и один человек просто не может его унести. И хотя вины бурового мастера в пропаже нет, чтобы стоимость долота не легла на коллектив (порядка 800 тыс. тенге), г-н Карманов объехал в городе все пункты приема металла и оставил свои контакты, если кто-нибудь принесет долото на продажу. В одну из ночей ему позвонили. Буровой мастер с помощью звонивших положил долото к багажник своего автомобиля, привез его на склад, сдал и получил расписку, что никакой недостачи больше нет.

Потом появляются полицейские в стиле “маски-шоу”. Марата Караманова сначала арестовывают на 72 часа, потом помещают под домашний арест. Официальная версия следствия в том, что буровой мастер ввел следствие в заблуждение и покрывает похитителей долота. “Как можно ввести в заблуждение полицию, если она долото не искала? Где логика? Караманов сам его нашел, – недоумевает и возмущается Алпамыс Бектурганов. – Это полиции что ли никакой другой работы нет?!”

Г-н Бектурганов ожидает повторения событий Жанаозена уже в Актюбинской области. “Среди рабочих недовольство”, – констатирует он. Никакие медиаторы не приезжают. Все областные чиновники на стороне китайской компании. В ходе встречи с Ху Эр Таем начальник областной соцзащиты и заместитель облсоцпрофа обвиняли Алпамыса Бектурганова в том, что он разжигает социальную рознь. Сам г-н Бектурганов подобные обвинения считает уместными в адрес официального профсоюза, который своим бездействием усугубляет трудовой конфликт. “Как можно закрыть рты всему коллективу?” – задается он риторическим вопросом. На стороне “Великой стены” выступают акимат и прокурор области.

“Мы только одно просим: закон Казахстана должен действовать там!” – акцентировал Алпамыс Бектурганов. 

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.