Paris Match: Мадина Аблязова-Храпунова: «Мой отец уже 15 лет является основным оппозиционером. Все другие мертвы»

Она, сама мать двоих детей, живет в страхе за себя и свою семью, а также за своего брата, который остался в Лондоне: «Если они могут похитить кого-то из страны ЕС, они могут возобновить это»

Французский светский журнал Paris Match опубликовал большую статью Кахины Секкай под названием «Une expulsion aux faux airs de kidnapping» — «Депортация, похожая на похищение».

В предисловии к ней говорится так: «31 мая жена одного из самых ярых оппонентов казахского руководства была выслана из Италии, где она нашла убежище со своей 6-летней дочерью. Возвращаясь на свою родину, Алма рискует по-крупному».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «Это политическое противостояние приобрело уже характер противостояния личного», — заверяет нас Мадина Аблязова, дочь Мухтара Аблязова, главного оппонента руководства Казахстана. Молодая 25-летняя женщина живет со своим мужем и двумя детьми в Женеве. Она ничего не смогла сделать для предотвращения принудительной высылки своей матери Алмы и своей младшей сестры, которой 6 лет. Обе они нашли убежище в Италии с сентября прошлого года, а дочь даже пошла в школу. Но 29 мая команда итальянской полицейской бригады под названием «Digos», которая обычно специализируется на терроризме и незаконном обороте наркотиков, появляется посреди ночи в доме, который занимают дочь и ее мать. Появляются в поисках Мухтара Аблязова, бежавшего из Казахстана в 2009 году.

Руководствуясь описанием событий, которое предоставила ей тетя, присутствовавшая во время этого рейда, Мадина рассказывает: «Вскоре после полуночи порядка сорока или даже пятидесяти человек [из бригады «Digos»] ворвалось в дом. Они были одеты в гражданскую одежду и не предъявили никаких документов. Эти люди проводили обыск в течение двух или трех часов и на рассвете начали задавать вопросы. Они искали моего отца и, в конце концов, решили увезти моего дядю и мою мать, твердя, что у нее нет соответствующих документов для пребывания в Италии». Но, напоминает молодая женщина, у Алмы имеются виды на жительство в Латвии и Великобритании. А еще незадолго до того она получила гражданство Центральноафриканской республики по соображениям безопасности, «на случай, если что-то подобное произойдет». Но полицейские не поверили в законность документов, удостоверяющих ее личность.

Днем 30 мая, по прохождении 24 часов после задержания, полицейские отпустили дядю с тем, чтобы потом снова вернуться 31 мая на рассвете за ним. В то время как группа полицейских отправилась в полицейский участок вместе с дядей, другие полицейские приехали за 6-летней девочкой. «Единственным человеком, который мог переводить, была 9 летняя девочка. Полицейские официально попросили дозволения увезти дочь олигарха для визита к ее матери», — рассказывает адвокат Риккардо Оливо, который защищает интересы семьи Аблязовых. Но самолет уже был готов к взлету, а мать не могла быть депортирована без дочери. Тетя уступила под давлением полиции, которая повезла Алуу прямо в аэропорт.

Долгая история противостояния

Бывший министр энергетики и индустрии с дипломом физика, сделавшись политическим оппонентом, оказался заключен в тюрьму в начале 2000-х годов и был освобожден при одном условии: хранить молчание. Но его многочисленные критические выступления против официального руководства страны обернулись ему тем, что его снова стали преследовать. На этот раз – в плане предпринимательской деятельности. Он оказался обвинен казахскими властями в хищении 5 миллиардов долларов в банковской структуре, которую он возглавлял, а именно в «БТА Банке», тогда как он сам обвиняет казахские власти в отмывании денег. «Он уже 15 лет является основным оппозиционером. Все другие мертвы», — сокрушается Мадина. Теперь вендетта будет направлена против его семьи.

В 2009 году Мухтар Аблязов покинул Казахстан вместе с женой и детьми, чтобы укрыться в Соединенном Королевстве, и получил там политическое убежище в 2011 году. Но по причине угроз его жизни, которые были признаны вероятными британской разведкой, он бежал из страны, желая, как объясняет один из его адвокатов, того, чтобы «его последний ребенок имел нормальную жизнь». Начиная с 2012 года, оппозиционер остается не обнаруженным, а Алма и Алуа поселились в Италии. Последний по времени поворот событий – это депортация его жены и дочери в рекордно короткие сроки.

Спустя 72 часа после задержания, они обе были на борту частного самолета — предоставленного казахами, уточняет защита Аблязовых, — которому предстоял полет в направлении Казахстана. Официально министерство иностранных дел Казахстана ничего не знало о депортации. Тем не менее, два казахстанских дипломата находились на борту самолета, а прибытие в пункт назначения было снято на видео и распространено по телевидению и через Интернет, что дает повод возникновению подозрений о сговоре итальянских и казахских спецслужб. С тех пор Алме было предъявлено обвинение правосудием ее страны в том, что она обманным путем получила казахстанский паспорт в 2010 году. Но когда она вернулась, и ее паспорт был показан по телевидению, и он датировался 2007 годом. Так утверждает Мадина, и, по ее словам, такие обвинения «абсурдны».

Старшая дочь Аблязовых боится за свою семью

Теперь защита Аблязовых пытается найти дипломатическое решение. У их адвокатов вызывает беспокойство то, как казахстанские власти будут вести дело Алмы, которая живет у своих родителей и находится в контакте со своими близкими. В 2003 году организация Amnesty International осудила то обращение со стороны правительства, жертвой которого стал Аблязов так же, как и другие оппозиционеры. Теперь ставится вопрос о легальности этой депортации с намеками на похищение: разве это нормально, когда два человека, муж и отец которых получил политическое убежище за рубежом после того, как бежал из своей страны, были насильственно отправлены в эту же страну?

Мадина объясняет, что это дело касается нескольких стран, помимо Казахстана и Италии. Имеется в виду: Австрия, страна-владелица самолета, и Великобритания, где Аблязов рассматривается как политический беженец. Молодая женщина, сама мать двоих детей, живет в страхе. В страхе за себя и свою семью, а также за своего брата, который остался в Лондоне: «Если они могут похитить кого-то из страны Европейского Союза, они могут возобновить это, — говорит она. — То, что сделали они, не было политическим актом. Раз взялись за ребенка, это – нечто, сугубо личное».

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.