Газета China Daily опубликовала переданный из Пекина репортаж под названием «CNPC's oil import from Russia to reach 46.1m tons» — «Нефтяной импорт CNPC из России достигнет 46,1 млн. тонн».
В нем говорится так: «Китайская национальная нефтегазовая корпорация (China National Petroleum Corporation — CNPC), крупнейший производитель и поставщик нефти и газа в стране, в понедельник заявила о том, что в будущем импорт нефти у компании из России достигнет 46,1 миллиона тонн в год.
Согласно долгосрочному соглашению, выпущенному корпорацией CNPC, ее годовой импорт нефти из России через китайско-российский трубопровод, восточную линию, увеличится с нынешних 15 млн. тонн до 30 млн. тонн в 2018 году.
Контракт на дополнительную поставку нефти по восточному трубопроводу будет действовать 25 лет и может быть продлен еще на 5 лет.
В то же время Россия будет поставлять ежегодно корпорации CNPC 7 миллионов тонн нефти по китайско-казахстанскому нефтепроводу, западной линии, в течение пяти лет, начиная с 1 января 2014 года. Этот контракт может быть продлен еще на 5 лет.
Россия также обязалась поставлять дополнительно 9,1 миллиона тонн нефти для совместного нефтеперерабатывающего предприятия в городе Тяньцзине, который находится в Северном Китае. 51 процент в этом СП принадлежит российскому нефтяному гиганту «Роснефть», а еще 49 процентов – корпорации CNPC.
Статистика показывает, что Китай импортировал 24,33 миллиона тонн нефти из России в 2012 году».
В феврале нынешнего года вице-премьер РФ Аркадий Дворкович говорил, что Россия может нарастить поставки нефти в Китай на более чем 9 миллионов тонн в год. В дополнение к такому заявлению тогда велись разговоры о том, что-де компания «Роснефть» изучает возможность поставок нефти в Китай через территорию Казахстана по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу. Это подтвердил и сам Аркадий Дворкович, сказавший так: «Маршрут через Казахстан в настоящее время обсуждается».
Тема это была непростая. Потому что в недавнем прошлом она вызвала серьезные публичные противоречия между нефтепроводными структурами России и Казахстана. Сказать точнее, такой вариант доставки российской нефти на китайский рынок столкнулся с сильным сопротивлением со стороны российской компании «Транснефть». Она в прошлом году, когда ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод» (ККТ, оператор нефтепровода Атасу – Алашанькоу) пошло на снижение тарифа — до $11,3 за 1 тонну на 1000 км — для российской нефти, обвинила Казахстан в демпинге. Россияне и до того прокачивали по этому маршруту свою нефть. Но объемы по сию пору были совсем маленькие. А вот предпринятая в прошлом году казахстанской стороной попытка их увеличения столкнулась с жестким сопротивлением со стороны компании «Транснефть».
Теперь же ничего не известно о том, как она отнеслась к принятию решения о поставках 7 миллионов тонн российской нефти корпорации CNPC по китайско-казахстанскому нефтепроводу.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.