Издание Second Line of Defense опубликовало статью Ричарда Вейтца под названием «Kazakhstani-Foreign Minister's Upcoming US Visit: July 2013» — «Предстоящий американский визит министра иностранных дел Казахстана: июль 2013 года».
В предисловии к нему говорится так: «Ерлан Идрисов, министр иностранных дел Казахстана, собирается посетить Вашингтон 6-10 июля — в решающий момент в отношениях его страны с Соединенными Штатами.
Эти две страны успешно сотрудничают по широкому кругу вопросов экономики и безопасности в течение последних двух десятилетий».
Далее уже в самой статье приводится в подробностях информация о том, как развивались и развиваются двусторонние американо-казахские отношения, и заводится речь о том, каковыми же видятся их перспективы.
В этой связи представляется достойным особого внимания следующий пассаж:
«Во время своего недавнего пребывания на посту государственного секретаря США Хиллари Клинтон подчеркнула важность американо-казахстанского «партнерства по проблемам распространения ядерного оружия, разоружения и безопасности». Она идентифицировала «Казахстан в качестве не только регионального государства, но и глобального лидера» в вопросе ядерного оружия, поскольку «имеется немного стран, которые могут сравниться с Казахстаном по опыту и степени завоеванного доверия, когда речь заходит о нераспространении оружия массового уничтожения.
Кроме того, Пентагон недавно подписал пятилетнее соглашение о сотрудничестве в области обороны, согласно которому Соединенные Штаты помогут Казахстану реструктурировать его военную подготовку и повысить оперативную совместимость его оборонной системы с НАТО и вооруженными силами США».
Все это хорошо. Но остается непонятным одно: как совмещается стратегическое оборонное партнерство Казахстана с США с его аналогичным партнерством с Россией?! А также – с пребыванием нашей страны в Шанхайской организации сотрудничества?! Ведь больше ни у одной страны, входящей в ОБКБ и/или ШОС, не отмечено столь тесное оборонное или, если называть вещи своими именами, военное сотрудничество с НАТО и вооруженными силами США. Ясно же пока лишь одно. В последнее время политические контакты официального Вашингтона с Астаной значительно участились, а сам Казахстан же в речах его официальных представителей все чаще стал фигурировать в качестве ключевого союзника США в регионе.
Пока при таком союзническом положении от нашей страны ожидаются политико-экономические шаги в выгодном для американцев ключе. Но нельзя, видимо, исключать и появления необходимости в аналогичных шагах военно-политического характера. Если говорить о дальнем прицеле, нельзя будет, наверное, отрицать и возникновения версии с рассмотрением Казахстана в качестве кандидата на вступление в НАТО. Ведь высказался же британский премьер-министр Дэвид Кэмерон в своем выступлении перед студентами Назарбаев Университета в Астане за включение Казахстана, наряду с Украиной и Грузией, а также с Турцией, в Европейский Союз. Он – вовсе не наивный идеалист. Турция уже давно является членом НАТО. А Украина и Грузия рассматриваются как потенциальные кандидаты на вступление в североатлантический блок.
Так что вышеназванная версия вовсе не выглядит фантастикой. Российские военные эксперты уже сейчас не без подозрений говорят о постепенном переходе Казахстана на стандарты НАТО в военном деле. А вопрос «Зачем?» пока остается без внятного ответа.
Рассматриваться в качестве союзника великой державы ее же официальными лицами – это хорошо. Но ведь союзы обычно заключаются против третьей стороны или третьих стран. И Россия тоже рассматривает Казахстан как своего ближайшего союзника. Причем уже давно.
Трудно быть своим сразу для двух сторон, которые, к тому же, между собой соперничают и страстно желают получить от тебя поддержку друг против друга. Особенно – если эти двое являются самыми большими ядерными державами…
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.