Financial Times: М.Аблязов — премьер-министру Италии: «Могли бы вы представить себе использование вашей семьи в качестве пешек в политических баталиях? Это то, что случилось со мной»

18-страничное заявление Алмы Шалабаевой предоставлено в распоряжение газеты Financial Times ее адвокатами

Газета Financial Times опубликовало статью Гая Динмора, Джулии Сегрети и Изабель Горст под названием «Deportation of Kazakh mother and child shakes Italy» — «Депортация казахской матери и ребенка потрясает Италию».

В ней говорится так: «Было около полуночи, когда порядка 30 вооруженных людей, одетых в черное, ворвались в виллу в зажиточном пригороде Рима, где Алма Шалабаева и ее дочь жили на протяжении последних восьми месяцев. Еще двадцать вооруженных людей толпились снаружи.

После проведенного в доме осмотра и обыска один из вооруженных людей, итальянский человек с золотой цепочкой, завопил на нее «Русская сука» и минуты спустя дополнил сказанное им так: «Я — мафия!». Деверь госпожи Шалабаевой, который там находился с женой и дочерью в гостях, вышел из комнаты с окровавленным после избиения лицом.

Будучи напуганной, госпожа Шалабаева быстро поняла, что они искали ее мужа Мухтара Аблязова, лидера казахстанской оппозиции и бывшего министра энергетики, который покинул свою родину в 2009 году, опасаясь за свою жизнь, а затем получил политическое убежище в Великобритании. Он в настоящее время преследуется Казахстаном в Высоком суде Лондона по подозрению в незаконном присвоении не менее $6 млрд. у БТА банка, чьим председателем он в прошлом являлся.

«В тот момент у меня было только одно чувство — они пришли, чтобы убить нас… Они просто собирались убить нас всех без суда и следствия, и никто никогда не узнал бы», рассказывает госпожа Шалабаева, описывая произошедшие в мае нынешнего года события, которые вызвали шоковые волны по итальянскому правительству. Такие шоковые волны, которые принудили его пытаться как-то объяснять свои действия и вызвали озабоченность докладчика ООН по правам человека.

Она была спешно депортирована в Казахстан. Готовность Рима передать жену политического беженца вызвал вопросы о коммерческих связях между итальянской элитой и богатым ресурсами Казахстаном, часто критикуемым за ситуацию с правами человека.

Как госпожа Шалабаева рассказывает в 18-страничном заявлении, предоставленном на этой неделе газете Financial Times ее адвокатами, она была доставлена ​​ранним утром 29 мая в полицейский участок где-то в Риме. Двумя днями позже, после пребывания в следственном изоляторе для нелегальных иммигрантов, госпожа Шалабаева и ее шестилетняя дочь Алуа, родившаяся в Великобритании, были доставлены в столицу Казахстана Астану, где ей сказали, что она находится под следствием.

Документы, выданные итальянским судом адвокатам ее семьи, показывают, что самолет был зафрахтован казахским посольством в Австрии. Госпожа Шалабаева говорит, что ей неоднократно отказывали в обращении к своим адвокатам, что она неоднократно просила политического убежища, говоря, что ее жизнь в опасности, но итальянскими чиновниками ей было сказано, что «слишком поздно».

Документы также показывают, что за день до рейда казахское посольство попросило итальянскую полицию арестовать господина Аблязова и осуществить его экстрадицию. Он был сфотографирован 26 мая в вилле охранной фирмой, нанятой властями Казахстана. Его нынешнее местонахождение неизвестно.

Официальным поводом для депортации госпожи Шалабаевой было наличие у нее якобы поддельного паспорта Центральноафриканской Республики. На состоявшемся 31 мая судебном заседании Риккардо Оливо, римский адвокат семьи, показал судьям подписанное свидетельство двух посольств Центральноафриканской Республики о том, что паспорт является подлинным.

Неизвестным господину Оливо, однако, было то, что распоряжение о депортации госпожи Шалабаевой уже подписано нижестоящим правительственным чиновником. «Никто из нас не знал, что они договорились с казахскими властями и подготовили ее депортацию так быстро. Это — одна из самых невероятных историй, которые я когда-либо видел», — сказал он в интервью газете Financial Times.

Настолько невероятно, что итальянское правительство находится под требующим объяснений давлением со стороны ООН и организаций по правам человека, которые осудили ситуацию правами человека в Казахстане.

Эмма Бонино, министр иностранных дел Италии, не была своевременно введена в курс дела о депортациях, и она потребовала объяснений у Анджелино Альфано, министра внутренних дел и заместителя премьер-министра. Не удостоившееся поначалу никакого ответа от господина Альфано, второго человека в правоцентристской партии Сильвио Берлускони, министерство иностранных дел получило документы, относящиеся к делу, в пятницу. Пресс-секретарь господина Альфано не ответил на вопросы от этой газеты. Никакие официальные документы, выпущенные до настоящего времени, не упоминают о какой-либо причастности господина Альфано.

Борцы за права человека и адвокаты задаются вопросом о том, почему было Италии передавать жену политического беженца так легко. Подозрения базируются на сильных коммерческих интересах Италии в богатом ресурсами Казахстане, которого активно обхаживали господин Берлускони в свою бытность премьер-министром, а также другие мировые лидеры, в том числе Дэвид Кэмерон, премьер-министр Великобритании, который посетил Казахстан на прошлой неделе.

Случай госпожи Шалабаевой не является уникальным. Казахстан попросил у Испании экстрадиции Александра Павлова, который там подал заявление на получение политического убежища. Он, являвшийся в прошлом телохранителем господина Аблязова, был обвинен в Казахстане в подготовке теракта, который не произошел, и в мошенничестве…

Муратбек Кетебаев, бывший казахский министр экономики, ныне являющийся оппозиционным активистом, прилетал в апреле из Польши в Мадрид для того, чтобы свидетельствовать в пользу господина Павлова. С тех пор Казахстан уже запросил экстрадиции господина Кетебаева из Польши, где тот подал заявление на получение политического убежища. При этом официальная Астана и этого человека обвиняет в преступлениях, связанных с терроризмом.

Адвокаты госпожи Шалабаевой подали апелляцию против ее депортации. Отдельно от этого, римский суд 27 июня аннулировал прокурорские постановления, использованные полицией для оправдания изъятия предметов из ее арендованной виллы. Суд заявил о своем «недоумении» по поводу быстроты депортации двух людей, имеющих родственные связи с политическим беженцем.

Министерство иностранных дел Казахстана заявило, что итальянские власти запросили депортации госпожи Шалабаевой и Алуы из-за иммиграционных нарушений, и его посольство в Риме сотрудничало в этом с ними. Оно заявило, что госпожа Шалабаева, живущая сейчас с родителями в Алматы, но находящаяся под подпиской о невыезде, находится под следствием по подозрению в незаконном получении казахского паспорта. Министерство сообщило, что ей также зададут вопросы относительно местонахождения ее мужа. «Если ее признают виновной и заключат в тюрьму, дочь, вероятно, будет передана в государственный детский дом», — сказали адвокаты. Госпожа Шалабаева отрицает обвинения против себя.

«Они были депортированы потому, что власти Казахстана пожелали иметь заложников для использования против своего главного политического оппонента. И теперь они имеют их. Потому что сотрудники итальянских правоохранительных органов сделали это», — заявил ее муж в интервью, проведенном с ним в пятницу по электронной почте итальянской ежедневной газетой La Stampa.

Призывая Энрико Летту, премьер-министра Италии, «добраться до сути этого грязного дела», господин Аблязов добавляет: «Могли бы вы представить себе взятие вашей жены и ваших детей в заложники вашими политическими противниками, их использование в качестве пешек в политических баталиях? Это есть то, что случилось со мной». Ответом господина Летта явился приказ о проведении внутреннего расследования».

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.