Астана. 22 июля. КазТАГ – Акмарал Сыздыкова. Российский публицист и аналитик Михаил Хазин, названный российскими СМИ предсказателем финансового кризиса, на минувшей неделе выступил с лекцией в Институте экономических исследований при министерстве экономики и бюджетного планирования (МЭБП) РК. Затем он ответил на ряд вопросов, рассказав о том, как дальше развиваться Таможенному союзу, почему еще не нужна единая валюта на евразийском пространстве, а также о причинах недоверия к международному валютному фонду (МВФ), и почему больше не появятся новые “азиатские тигры”.
***
— Михаил Леонидович, по вашему прогнозу, мировая экономика снизится на 30%. Тогда оправдан ли 6% рост ВВП в Казахстане сейчас и дальше? Тем более что экспорт металлов, зерна снизился в 2013 году в сравнении с прошлым.
— В Казахстане – да, оправдан. У вас идет процесс импортозамещения. Если его делать аккуратно и грамотно, то можно сохранять устойчивый рост ВВП. Если Россия перейдет на импортозамещение, то она сможет обеспечить 10% рост лет на десять вперед.
— Какие общие риски для Казахстана и России вы назвали бы на сегодня?
— Риски есть всегда. Прежде всего, объемы экспорта нефти буду снижаться. Для России они уже снизились на 15% за последний год, так будет и дальше. Падает уровень жизни населения в мире, поэтому экспорт усложняется. Общий кризис – он сказывается. Но ситуация в Казахстане лучше, чем в России.
— Каково Ваше мнение по поводу критики Таможенного союза?
— Критика нужна. Ее нужно максимально развивать. Таможенный союз, единое экономическое пространство — это естественный процесс в рамках разрушения мировой системы разделения труда. Естественное условие для развития экономики, научно- технического прогресса — это глобализация.
До 1988-1991 года были две системы глобализации: западная и советская. Советская рухнула, осталась одна система, западная, которая развивалась до конца 90-х годов. Затем дальнейшее ее развитие стало невозможным. Ведь до того момента западная экономика развивалась за счет искусственного стимулирования спроса.
Совсем недавно было объявлено, что следующей темой форума G20 будет стимулирование внутреннего спроса. Страны Запада, США поняли, что их ресурса на стимулирование своего спроса не хватает. Они рассчитывают, что мы будем стимулировать внешний спрос. Что-то мы можем, но это капля в море. У нас нет таких ресурсов. Значит, спрос будет падать. Значит, единая система разделения труда становится нерентабельной.
Становится рентабельным распад мира на несколько локальных зон. Зоны доллара, евро, юаня, латиноамериканской валюты.
И одна из зон потенциальных — это зона на евразийском пространстве. А Таможенный союз — это его ядро.
— Значит ли это, что пришло время для создания единой валюты?
— Пока еще рано. Мы не достигли такого уровня в объединении. Со временем – да, конечно. Но сначала надо достичь увеличения масштаба ЕЭП, и потом думать. Чтобы не вляпаться в те проблемы, в которые вляпалась еврозона.
Хорошо создавать единую валюту на экономическом росте. А когда он сменяется спадом, тут же все рассыпается. Мы пока не готовы ни экономически, ни интеллектуально, ни организационно.
— А как вы видите Таможенный союз в будущем?
— Безусловно, он должен расширяться. Для дальнейшего прогресса союза необходимо вступление в союз Турции. Необходимо углубление координации. Но при этом надо решать массу вопросов.
И власть надо критиковать. Они не любят ничего делать, пока их палкой не стукнешь. Критику надо развивать. Чем больше, тем лучше.
— Как вы считаете, почему из стран Таможенного союза и вообще в мире лишь Казахстан и Россия увеличивают запасы золота? По данным МВФ за июнь, увеличение происходит восьмой месяц подряд.
— В реальности спрос на золото в мире растет. Цены на физическое золото — они чуть припали, но очень незначительно. То, что сейчас идет, — это спекулятивная атака на золото, целью которой является недопущение того, чтобы золото стало резервным активом. МВФ — один из игроков спекулятивных по снижению золота. Они неправду говорят. Он (МВФ — КазТАГ) — один из игроков, у которого есть свои интересы, который не является источником объективной информации. Они непрерывно врут.
— Несмотря на вашу критику МВФ, вы все же стремитесь к руководящей должности в этой организации?
— Об этом написали в СМИ, но это была шутка. Я не могу быть руководителем МВФ. Это невозможно. Вся та экономическая логика, которую мы выстраиваем, она считает, что МВФ должна быть ликвидирована как организация. Но она, собственно, и так ликвидируется.
— Произойдет ли девальвация, о которой все чаще говорят в СМИ, в ближайшее время?
— В России девальвация происходит по указанию правительства. Связано это с тем, что в России экономический спад идет уже 8-9 месяцев. Правительство в этом не признается, конечно, но от этого никуда не денешься. А растущий доллар — это следствие углубления кризиса. Поскольку доллар — самая распространенная валюта, у него и самая высокая ликвидность. Как только риски увеличиваются, все бегут в это “валютоубежище”, доллар.
Это не значит, что инфляции по доллару не происходит. Но идет общий процесс снижения стоимости всех активов. Спрос падает, и стоимость активов также. Если обратите внимание, усложняется инвестиционный процесс. Вложить деньги с дальнейшей прибылью становится все труднее и труднее.
— Если девальвация рубля произойдет, то можно ли сказать, что она может повлечь за собой девальвацию тенге?
— На самом деле курс тенге в Казахстане определяется внутренними условиями. Внутренний инвестиционный процесс идет. И после этого идет уже влияние внешних условий, Таможенного союза и так далее. В общем, я бы сказал, что девальвация рубля не влечет за собой автоматически девальвацию тенге.
А вот рост доллара относительно всех других валют – да, конечно. Это объективный процесс, никак не связанный с внутриэкономическими условиями, ни в Казахстане, ни в Таможенном союзе.
— Войдет ли Казахстан при нынешних темпах и условиях в число “азиатских тигров”, на которых он ориентируется в свой экономической политике?
— Людей, которые будут обеспечивать наш спрос для развития — от полумиллиарда до миллиарда. Казахстан в одиночку не сможет стать “тигром”.
В одиночку могут развиваться только Китай и Индия. Может быть, Индонезия.
Если вы посмотрите на политику Китая, то вы увидите, что она направлена на развитие внутреннего спроса, не внешнего. И это развитие будет идти медленнее, чем то, которое состоялось за счет американского спроса.
Я думаю, что сегодня вообще “тигров” не будет. Потому что все “тигры” в Юго-Восточной Азии развивались на спросе США.
— Спасибо за интервью!
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.