Сайт Window on Eurasia опубликовал статью известного американского советолога и влиятельного эксперта по постсоветскому пространству Пола Гобла под названием «Western Kazakhstan Challenges Astana in the Way Siberia Challenges Moscow» — «Западный Казахстан бросает Астане вызов таким же образом, каким Сибирь бросает вызов Москве».
В нем говорится так: «Западные области Казахстана производят большую часть богатств этой страны, а получают обратно сравнительно мало, вследствие чего формируется ситуация, схожая с той, какая существует между Сибирью и Российской Федерацией. В ее рамках базирующийся на регионализме вызов имеет потенциал перерастания в сепаратистский вызов в условиях кризиса».
Он не первый из известных западных авторов, ставящих в последнее время вопрос относительно перспектив Казахстана таким образом. Причем повод для выступления у них может быть самым разным, а вот разговор, рано или поздно, ими сводится к этой теме. Приведем еще несколько примеров.
Бывший посол США в РК Уильям Кортни, выступая в прошлом году по поводу событий в Жанаозене, суда над предполагаемыми террористами в Атырау и нападения на уральского журналиста Лукпана Ахмедьярова, высказался – «Журналиста судят, даже если он только вчера вернулся с того света» — так: «Эти репрессии, происходящие в Западном Казахстане, будут способствовать дальнейшему отчуждению людей и могут привести к тому, что Астана еще в большей мере потеряет контроль и легитимность в этом регионе». Не совсем понятно, какую тут взаимосвязь углядывает уважаемый дипломат. Так что остается лишь сказать, что ему, надо полагать, лучше видны тенденции развития событий в Западном Казахстане.
А вот Рене Канья, проработавший в свое время в течение 15 лет военным атташе Франции в СССР, а позже живший и работавший в Кыргызстане, в переизданной недавно новой версии своей книги «La rumeur des steppes» («Слухи степей») ведет – «Quelle rumeur des steppes? — Mediapart» — речь о традиционных внутренних казахских противоречиях (стр. 265-275). Он говорит о «наглой роскоши близких к руководству РК людей, все как один являющихся выходцами из Старшего жуза, роскоши, которая контрастирует с постыдной незащищенностью утративших почву под ногами людей из зон бедствий казахского запада, в том числе из Жанаозена».
Собственно, никакого такого вызова, который упоминает Пол Гобл, еще не было и не предвидится, а в умах некоторых авторитетных экспертов на Западе исподволь вызрела идея о том, что в Западном Казахстане идут в рост тенденции сепаратизма. И она стала ими дружно озвучиваться после событий в Жанаозене.
Вот что еще примечательно. Еще недавно, то есть, если быть точным, до декабря 2011 года названные выше три авторитетных деятеля также довольно часто обращались к теме Казахстана. Тогда они тоже пугали нас тревожными перспективами. Но совсем иными.
Пол Гобл пугал – «Chinatowns Emerging in Post—Soviet Central Asia But Not Near the Chinese Border» — граждан РК перспективами появления чайнатаунов у нас в стране.
Уильям Кортни пугал — «Russia's next flash point — The New York Times» — Н.Назарбаева и казахов агрессией России и фактором миллионов казахстанских русских у них в стране.
А Рене Канья — в первой версии своей книги «La rumeur des steppes» («Слухи степей») – все больше сосредотачивался на описании традиционных противоречий между центрально-азиатскими этносами, в частности между узбеками и казахами.
Сейчас все они вдруг и дружно стали говорить о потенциале сепаратизма в Западном Казахстане и опасности утраты Астаной контроля и легитимности в этом регионе. С чего бы это все?!
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.