Оказывается, в Москве можно вести бизнес без откатов

“Если бы мошенники знали все преимущества честности, они ради выгоды перестали бы мошенничать”. (Бенджамин Франклин)

Садитесь поудобнее, я расскажу историю о том, как ваши таможенные союзники борются за чистый прозрачный бизнес и местами побеждают.

Жили-были в Москве три богатых человека. На чём эти люди разбогатели, я говорить не стану, потому что не знаю. Возможно они, как большинство постсоветских миллионеров, участвовали в распиле бюджетов и давали чиновникам взятки. А может, не давали и составляли приятное исключение.

Как-то одному из трёх богачей пришла в голову интересная мысль. Он предложил своим товарищам сложиться небольшой частью капиталов и создать коммерческую фирму, которая объявит о своей кристальной, дистиллированной честности. И не только объявит, но станет воплощать кристальные принципы в жизнь, не чураясь саморекламы. Сделает честность брендом и конкурентным преимуществом. Докажет, что в России можно так работать и хорошо зарабатывать.

Долго ли, коротко, учредили эти парни ОАО “Безоткатные поставки”.

На всякий случай напомню, что сфера поставок — или закупок, если смотреть на сферу с другой стороны — это именно те сладкие пределы, в которых частный бизнес допускают до немереных государственных бюджетов. Во всём мире министерства, ведомства, мэрии, департаменты закупают у частных компаний огромное количество продуктов, топлива, одежды для армии, для тюрем, детских домов, больниц и других казённых учреждений. Дают частникам подряды на строительство и ремонт, заключают договоры на оказание транспортных, охранных, клининговых и многих, многих других услуг.

Во всём мире зона отношений между чиновником, который размещает заказ, и представителями бизнес-сообщества, собравшимися вокруг этого достойного человека жадно жужжащей тучей, считается коррупциогенной. Придуманы разные способы, позволяющие снизить риск возникновения в сладкой сфере закупок неформальных отношений. Наиболее эффективным считается проведение конкурсов или тендеров (от английского tender — “нежный”). Схема простая. Государственный представитель даёт объявление о том, что требуется столько-то картофеля, бушлатов или компьютерных томографов или надо построить школу, больницу или тюрьму с такими-то характеристиками за такой-то срок. Называет начальную стоимость контракта. Соискатели подряда уточняют детали, торгуются, плавно (нежно) понижая стартовую цену. И та компания, которая делает самое выгодное для государственного бюджета предложение, то есть падает по цене ниже других, назначается поставщиком. С ней заключают договор.

Во всём мире закупочная деятельность регламентируется большим количеством законов и подзаконных актов. Текущую практику отслеживают антимонопольные службы. Это более или менее позволяет держать коррупционногенную ситуацию под контролем. В одних странах более, в других менее.

Российские законы о закупках вполне прогрессивны, но практика имеет к ним косвенное отношение. Автор этой заметки на основной работе занимается разбором полётов для журнала “Московские торги”, поэтому знает тему закупок вполне профессионально. Воруют там как перед концом света, никого не боясь. Знатный борец с коррупцией Дмитрий Медведев даже называл примерную цифру “потерь” в сфере госзаказа: триллион рублей в год.

И вот, представьте, в таком первобытном лесу с хвощами, плаунами, диплодоками и тиранорексами появился небольшой пушистый зверёк, вроде белки. Он не просто сидит на ветке и сердито щёлкает ртом, как Навальный со своим “РосПилом”, но вполне по взрослому намеревается участвовать в местных взаимоотношениях.

То есть вот это ОАО “Безоткатные поставки” подаёт заявки на участие в тендерах, пишет замечания на технические задания заказчиков и жалобы в Федеральную антимонопольную службу.

Да, и ещё публикует у себя на сайте такой Манифест:

За последние 20 лет в России сформировались стереотипы и методы ведения бизнеса, которые стали считаться очевидными. Одним из ключевых символов бизнес-этики нашего времени является слово "откат". Считается, что без откатов вести бизнес в большинстве сфер предпринимательской деятельности невозможно. Самой "откатной" считается сфера государственных поставок.

Мы считаем, что существующая откатная система базируется не только на желании чиновников брать, но и на готовности бизнеса давать.

Мы хотим заложить основу для формирования новых традиций ведения бизнеса, основанных на полной открытости, доверии и уважении между государством, бизнесом и обществом.

Мы считаем и готовы доказать, что безоткатная, честная и прозрачная модель бизнеса может существовать даже в сфере государственных поставок, традиционно относящейся к самой коррумпированной и непрозрачной.

Современные информационные технологии в сочетании с сетевой глобализацией позволяют сделать любую сделку с государством полностью открытой для общественного контроля, и мы готовы это продемонстрировать…

В первое время о работе ОАО “Безоткатные поставки” много писали, потому что это было прикольно. Я тоже полтора года назад сделал интервью с исполнительным директором компании Алексеем Исаченко. Директор бодрился, цитировал Бенджамина Франклина, однако не скрывал, что фирма пока приносит одни убытки. Конкуренты над ней смеются, а заказчики и контролёры просто не замечают. Ходят сквозь заявки и жалобы ОАО как через пустой воздух.

Алексей не учредитель компании, он наёмный менеджер. Перспектива “Безоткатных поставок” полностью зависела от трёх обстоятельств: достаточно ли команда Исаченко проявит профессионализма и неотступной бульдожьей цепкости, хватит ли денег и терпения учредителям, и третий момент, самый неопределенный — если проявит и хватит, то начнут ли российские законы после этого работать.

К концу прошлого года о “Безоткатных поставках” стали писать уже меньше. Значимых новостей и тем более побед там не наблюдалось. В декабре, подбивая текущий баланс, владельцы ОАО глубоко задумались о том, надо ли продолжать. Но всё-таки решили потратиться ещё на один год.

К этому времени команда Исаченко уже ясно определилась со специализацией компании (поставка медицинского оборудования и материалов) и выработала беспощадную самурайскую тактику ведения боя. Многие чиновники и руководители крупных медицинских учреждений в Москве, а потом и в других регионах убедились, что, игнорируя замечания ОАО “Безоткатные поставки” к техзаданию (обычно речь идёт о том, что условия заточены под одного конкретного поставщика) — заказчик автоматически получал жалобу и вызов в управление Федеральной антимонопольной службы. А если служба принимает сторону заказчика, она сама получает иск и вызов в арбитражный суд.

Весной компания выиграла первое дело против управления антимонопольной службы. Потом второе. Летом выиграла третье.

После этого, так уж совпало, жалобы ОАО “Безоткатные поставки” на заказчиков в УФАС всё чаще стали признавать обоснованными.

Сейчас начали складываться какие-то неслыханные ситуации, — говорит Исаченко. — Нам иногда удается выигрывать спор первой же жалобой, не выезжая на заседания комиссии в далекие территориальные управления антимонопольной службы. Хотя в подавляющем большинстве случаев если ты не присутствуешь на заседании комиссии, то обязательно проиграешь. Потому что позиция заказчика есть, он что-то рассказывает и доказывает. А твоя позиция – это все, что ты сумел на бумаге изложить. Но при всем при том в нескольких УФАСах мы уже выиграли споры, заочно, даже не посещая заседания комиссий. Потому, что абсолютно правы по существу и грамотно действуем по форме.

Вслед за этим резко сократилось количество случаев, когда ОАО “Безоткатные поставки” не допускают к участию в тендерах. Поскольку жизнь начала показывать, что это себе дороже.

Допущенная к торгам компания принялась нежно, по всем правилам выигрывать торги. Потому что готова выполнить заказ дешевле, чем конкуренты, на которых давит заложенный в сумму подряда откат. На сегодня у “Безоткатных поставок” восемь заключённых контрактов, и нынешний год компания рассчитывает закрыть с прибылью.

Алексей Исаченко говорит, что у них наконец-то стали появляться серьёзные контрагенты. То есть предприятия, выпускающие медицинское оборудование и материалы. Они увидели в ОАО надежного и добросовестного посредника.

В общем, мне хочется написать, что на смену ящерам в российской сфере госзакупок приходит что-то более пушистое. Однако, конечно же, это поспешный вывод. Если объявляется тендер не на пять, а на пятьсот миллионов рублей, или, допустим, на столичный рынок противогололёдных реагентов прорубается миллиардер Олег Дерипаска, пытаясь оттеснить сына вице-премьера Юрия Трутнева – там опять сплошной рык тиранорексов, поваленные деревья и вырванные с мясом чешуйчатые хвосты.

Но под брюхом у дерущихся ящеров уже снуют покрытые мехом смышленые млекопитающие.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.