Астана. 30 сентября. КазТАГ – Анастасия Прилепская. В октябре ожидается мировая премьера театра оперы и балета Astana Opera. О том, как будет развиваться оперное искусство в Казахстане, в каких условиях будут работать солисты нового театра, и в каком виде можно будет приходить в оперу, нам рассказал директор театра Astana Opera Толеген Мухамеджанов.
***
— Какие планы и задачи ставит перед собой театр в масштабах страны и на международном уровне?
— Наши солисты оперы и балета уже, в принципе, востребованы за рубежом. Так, наш певец Бауржан Андиржанов поет в Германии 10 спектаклей.
Мы будем вести агрессивную политику экспорта наших солистов за рубеж и, конечно, наших спектаклей. В частности, ставим задачу постановки оперы “Биржан Сара” в театре Сан-Карло в Неаполе. Министерство культуры и информации нас поддержало и, возможно, мы выедем на гастроли со спектаклем в театр Ковент-Гарден в Лондоне. К тому же мы предполагаем работать с академией Ла Скала по обучению нашего персонала.
Если говорить о планах, то 1 ноября у нас состоится премьера балета “Ночи” в постановке французского хореографа Анжелена Прельжокажа. Он использует музыку известных композиторов, и в его постановке по мотивам “1001 ночи” будет танцевать французский балет на нашей сцене.
Кроме того, мы повторяем спектакли, которые у нас были – “Биржан Сара”, “Спящая красавица”, постановку балета Бориса Эйфмана “Роден”. Ожидается, что этот балет у нас будет ставить сам маэстро Эйфман. И еще мы ожидаем в этом году постановку балета Сергея Прокофьева “Ромео и Джульетта”, которую будет ставить известный французский хореограф. Танцевать будет уже наша труппа. Мы сейчас ставим задачу вдохновить наших артистов этими постановками, и, надеюсь, что этот балет тоже найдет путь к сердцу зрителей.
Кроме того, в мае мы ожидаем выступления народной артистки России Анны Нетребко, а в конце июня – начале июля запланированы гастроли балета Ла Скала в Astana Opera.
— Кого еще из звезд мировой величины планируете пригласить в постановки Astana Opera в этом сезоне?
— Один из амбициозных планов – совместная постановка оперы Джузеппе Верди “Аида”. Недавно познакомился с выдающимся режиссером Франко Драгоне, режиссером Cirque du Soleil. Он приедет на мировую премьеру, и, надеюсь, станет постановщиком оперы “Аида”, которую мы ставим совместно с Сан-Карло – старейшим оперным театром мира. Ожидаем эту постановку осенью 2014 года. Предварительные переговоры мы уже провели.
У нас есть, кого еще пригласить. Так, мы хотели бы сделать постановку оперы “Кармен” с участием знаменитого российского оперного певца Дмитрия Хворостовского. С Анжеленом Прельжокажем мы, надеюсь, договоримся, что он поставит нам балет “Фрески”, который потом мы постараемся показать у нас и на сцене Опера Гарнье (Гранд опера) в Париже.
— Мировая премьера театра Astana Opera планируется 21 октября, расскажите подробнее об этом событии.
— Мировая премьера театра – это четыре вечера. Первый – премьера оперы Верди “Аттила”, которой дирижирует Валерий Гергиев, постановка режиссера и сценографа Пьера Луиджи Пицци, блестящего мастера из Италии. Исполнять Аттилу будет лучший бас мира Ильдар Абдразаков. Кроме того, в опере принимает участие заслуженная артистка России Анна Маркарова и итальянские исполнители.
22 октября будет гала-концерт, в котором примут участие исполнители классики: знаменитый российский пианист Денис Мацуев, солистка Большого театра балерина Светлана Захарова, Ольга Перетятько – восходящая звезда российского оперного искусства, скрипач Сергей Крылов.
Мы очень рады тому, что приедет выдающаяся певица XX века Елена Образцова. Она уже согласилась, сейчас мы отрабатываем организационные моменты. Кроме того, в концерте будут участвовать казахстанские звезды классической музыки, оперы и балета.
23 октября мы повторяем “Аттилу” Верди с теми же исполнителями, только будет другой итальянский дирижер. И 24 октября будет концерт, в котором выступит только труппа Astana Opera. Это четыре мероприятия, которые входят в пул мировой премьеры театра.
Кроме того, в рамках мировой премьеры у нас пройдет выставка коллекции Большого театра. Мы сейчас договорились, Большой привезет костюмы, которые одевали выдающиеся оперные певцы и танцовщики балета – Шаляпин, Собинов, Лемешев, Козловский, Плисецкая, Уланова.
Мы пригласили на выставку оперный театр Ла Фениче из Венеции, они привезут материалы, которые являются раритетами. Это плакат с первой постановки оперы Верди “Аттила” в Ла Фениче в 1846 году, рукопись партитуры Верди и другие материалы, представляющие музейную ценность, связанные с этой оперой.
Таким образом, мы замыкаем круг, образуем связь между Ла Фениче, одним из старейших театров мира, и юным театром Astana Opera. Эта связь как символ вечности оперного искусства.
— Будете ли проводить какую-либо просветительскую или пропагандистскую работу?
— Мы обязательно будем открывать свою образовательную программу, уже пригласили из Европы одного очень интересного человека, который занимается образовательными программами для школьников и молодежи. Его опыт будем внедрять у себя, потому что образование, полученное через приобщение к высокой музыкальной культуре, обязательно будет сказываться на формировании личности.
Также мы собираемся создать у себя детскую труппу, которая будет ставить спектакли для детей. Это практика, существующая в мире, своими глазами видел в Римской опере репетицию оперы для детей, которую исполняют дети.
В перспективе планируется создание школы театра и академии Astana Opera для того, чтобы обучать молодых музыкантов, солистов оперы, балета.
Надеюсь, что работа с академией Ла Скала даст нам возможность развить свою академию, обучать казахстанских исполнителей.
— Обязателен ли дресс-код, будут ли дни и постановки, открытые для посетителей любых категорий, или же Astana Opera станет театром только для элиты?
— Считаю, что оперный театр должен быть доступным. В то же время, я помню себя, кода первый раз пришел в оперный театр в Алматы и не мог открыть дверь, потому что мне было страшно, я думал, что там, в храме высокого искусства, все – полубоги.
Все говорят, что мы введем дресс-код. Нет, официально мы никакого дресс-кода вводить не будем, но желательно, чтобы все-таки зрители соблюдали определенные рамки в одежде. Я считаю, что человек, который в первый раз придет неопрятно одетым, увидев окружающих, в следующий раз оденется по-другому. Мы же со своей стороны должны создать ту атмосферу, чтобы человек осознал, что он должен прийти в этот театр очень красиво одетым, пригласить даму – жену, подругу или сестру, дать возможность ей очень красиво одеться, одеть на себя все то, что она не надевает каждый день, показать себя. И здесь женщины должны быть нашими союзницами, стремиться показать себя красивыми. Ведь в обычной жизни в большинстве случаев красиво одеться можно, наверное, только когда идешь на свадьбу, но это лишь на краткий миг, пока не вошло в разгар застолье, а потом всем уже, честно говоря, становится все равно.
А здесь – театр, совершенно другой уровень. На тех спектаклях, которые у нас уже были, я видел столько красивых людей! Это дает надежду на то, что у нас все-таки будет негласный дресс-код.
— Какова ценовая политика театра в отношении билетов? Будут ли акции для привлечения граждан в оперный театр, скидки на билеты?
— Как говорил товарищ Ленин, искусство принадлежит народу. Оно на самом деле должно принадлежать народу. Этот театр строился не для узкого круга лиц, наши двери открыты, цены у нас очень демократичны, любой человек может купить билет на спектакль, потому что цена билета от 500 тенге на галерку, и мы эту цену повышать не будем. Нам бы хотелось, чтобы приходили и те люди, которые не могут себе позволить дорогие билеты.
Что касается билетов на очень хорошие места, то тут билеты будут продаваться дорого. Думаю, с годами, когда театр будет набирать силу и популярность, скорее всего, цена будет постоянно расти. Это нормальная практика, потому что в хороших театрах цена на оперный и балетный спектакль достаточно высокая, где-то 500 евро. Я не говорю, что сейчас мы будем поднимать свои билеты до этого уровня, пока самая высокая цена – 30 тысяч тенге – у нас на самые хорошие места. Но со временем билеты подорожают, и человек, который захочет посмотреть спектакли на хорошем месте, думаю, заплатит эти деньги, которые пойдут на поддержку театра.
— Каков уровень зарплаты для оперных певцов и танцоров балета?
— Зарплаты в театре Astana Opera достойные, цифры называть я не буду, но уровень достаточно высокий. Построив такой театр, который является одним из лучших в мире по зданию и техническому оснащению, мы не можем допустить, чтобы по своему содержанию он был плохим. Это как некий природный камень, который еще не вызрел. Он должен созреть, потом надо произвести огранку, сделать из этого камня настоящую драгоценность. Так и для того, чтобы театр поднять, нужно, чтобы пришли талантливые люди во всех отношениях – и певцы, и артисты балета, и артисты оркестра, хора, и технические специалисты. Тут очень сложная техническая аппаратура, и чтобы ею владеть, нужны высококлассные профессионалы. И им надо платить достойную зарплату.
К нам приезжают мастера из разных стран и из разных регионов нашей страны. Все принимают участие в конкурсе, и если доказывают свой высокий уровень, работают у нас. На наш конкурс приехали профессионалы из Тувы, из Кыргызстана, даже из Японии. Многие казахстанцы возвращаются из-за границы, из США один скрипач вернулся, из Большого театра вернулся наш музыкант. Это показатель того, что зарплата здесь хорошая.
Еще можно сказать, что наша зарплата дает человеку возможность работать в одном месте. Раньше артисты оркестра или хора работали в 2-3 местах. Он приходил на репетицию, а ему уже надо бежать в другое место. Тут немножко поиграл, и у него там репетиция, побежал. О каком мастерстве тут могла идти речь? А теперь зарплата позволяет кормить свою семью. И наши артисты знают, что через год конкурс, им придется подтверждать, защищать свое право работать здесь. Естественно, человек будет работать на совесть, иначе он не пройдет конкурс. И театр во время конкурса будет защищать человека, который хорошо работает.
— Какие условия труда и быта предлагает Astana Opera?
— Мы даем артистам служебные квартиры, общежития. Стараемся заботиться, а когда окончательно “встанем на ноги”, у нас будет социальный пакет, будем поддерживать людей и их семьи. Мы должны все сделать для того, чтобы человек, который работает у нас, чувствовал себя членом большого коллектива. Только так мы сможем построить то, о чем мечтали, по-настоящему великий театр.
Если говорить об условиях работы, то, что имеет в этом плане Astana Opera, не имеет ни один театр в мире. Я был в пяти лучших театрах мира, обошел от подвала до крыши. Это Опера Гарнье, Опера Бастилии, театр Ла Скала и Римская опера, театр Сан Карло в Неаполе. Я считаю, что эти театры не имеют того, что имеет наш. У нас у каждого артиста своя гримерная, в них есть удобства. Я был в Ла Скала, там есть табличка – гримерная одной выдающейся певицы, и в гримерной даже туалета нет. А здесь и душевые в каждой гримерной.
В Astana Opera есть репетиционный зал – точная копия сцены и оркестровой ямы, большая оркестровая, как сцена по размерам, есть большой и два малых хоровых зала, большой балетный зал и два малых, есть детская балетная студия – два зала, школа театра. Кроме того, 11 репетиционных комнат для оркестра.
Я думаю, то, что мы сегодня имеем, это великое благо и большая ответственность. Поэтому мы разработали правила сохранности театрального имущества, каждый подписался, отвечает своими деньгами за сохранность своей гримерной, репетиционного зала. А как же вы хотели? Мы должны беречь имущество, которое нам доверило государство. Мы говорим о бережном отношении к имуществу. Это должно быть золотое правило.
— Как думаете, будут ли нашу столицу узнавать по Astana Opera, как Рим по Ла Скала или Неаполь по Сан-Карло?
— В любой стране брендом является не стадион, не магазин, а оперный театр. Как Сиднейский театр в Австралии, Ла Скала в Италии, Гранд опера во Франции. И мы должны добиться того, чтобы наш театр стал брендом нашей страны.
— Спасибо за интервью.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.