Этот шаг имеет смысл: Касым-Жомарт Токаев является давним союзником президента Нурсултана Назарбаева

А что же получается, если оценивать такой выбор с точки зрения казахстанской внутренней политики, а также с позиции регионального представительства?

Издание Blouin News опубликовало статью Лары Верньо под названием «Nazarbayev ally to chair Kazakh senate» — «Союзник Назарбаева возглавит казахский сенат».

В ней говорится так: «Касым-Жомарт Токаев, давний дипломат и бывший заместитель генерального секретаря ООН только что получил назначение на то, чтобы стать человеком номер 2 казахского президента Нурсултана Назарбаева. В среду сенат избрал Токаева (который был представлен президентом) в качестве своего председателя, что делает его первым человеком в очереди на президентство в случае, если Назарбаев уйдет из жизни или окажется не в состоянии выполнять свои обязанности.

Токаев отказывается от своего поста генерального директора отделения ООН в Женеве для того, чтобы общаться с самыми автократическими правителями Центральной Азии. (Назарбаев правит Казахстаном вот уже более двух десятилетий, и не имеет ограничений по срокам). Этот шаг имеет смысл: Токаев является давним союзником президента, и уже работал министром иностранных дел (дважды), а также премьер-министром. Хотя Назарбаев давно оградил себя от возможности когда-нибудь уйти в отставку, Токаев является вероятным избранником в качестве его преемника».

Ооновские связи Токаева, по мнению Лары Верньо, вполне могут принести Назарбаеву кое-какие хорошие очки за рубежом.

Он пишет: «Президент уже хвастался, обращаясь к своему парламенту: «Я предлагаю вам заместителя генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Что вам еще нужно?».

В общем, по степени лояльности руководству РК и по авторитету на международной арене Касым-Жомарт Токаев представляется наилучшим выбором на второй по конституционной значимости государственный пост в Казахстане. Такое представление, пожалуй, не подлежит сомнению.

А что же получается, если оценивать этот выбор с точки зрения казахстанской внутренней политики, а также с позиции регионального представительства? Рассмотрим и этот вопрос, опираясь на проводившуюся доныне практику выдвижения кадров на этот пост.

Председателем сената парламента Республики Казахстан первого созыва в 1995-1999 годах являлся Омирбек Байгельдиев. С 1 декабря 1999 года до 10 марта 2004 года эту должность занимал Оралбай Абдыкаримов, с 10 марта 2004 года до 11 января 2007 года — Нуртай Абыкаев. С 11 января 2007 года до 15 апреля 2011 года председателем сената является Касым-Жомарт Токаев, а с 15 апреля 2011 года до 16 октября 2013 года – Кайрат Мами.

Четверо из пяти названных лиц — Омирбек Байгельдиев, Нуртай Абыкаев, Касым-Жомарт Токаев (дважды) и Кайрат Мами – являются представителями Южного Казахстана. А Оралбай Абдыкаримов представляет Северо-Восточный Казахстан. А вот представителя Западного Казахстана вплоть до недавнего времени не было на должности не только председателя сената, но и даже его заместителей. Так, к примеру, при предыдущем пребывании К.Токаева спикером верхней палаты парламента РК его заместителями являлись представитель Северо-Западного Казахстана Мухамбет Копеев и представитель русско-славянского населения Александр Судьин.

Сейчас, правда, в этом смысле ситуация лишь чуть-чуть изменилась. Ибо при втором вступлении К.Токаева на должность председателя сената одним из его заместителей является Кайрат Ищанов – представитель Атырауской области Западного Казахстана.

Однако, несмотря на это изменение, произошедшее в период между недавним уходом К.Токаева с поста спикера верхней палаты парламента РК и его теперешним возращением туда, по фактам получается следующая закономерность: должность председателя сената Казахстана выглядит прерогативой выходцев из Южного Казахстана. Туда лишь один раз выбирался представитель Северо-Восточного Казахстана. А выходец из Западного Казахстана ни разу не занимал еще этого поста.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.