MaltaToday: Сатжан Ибраев: «Нам знаком истинный облик Рахата Алиева. Он – враг свободы слова. Он терроризировал людей, чтобы они перестали говорить открыто»

На острове Мальта Петра Афанасенко и Сатжана Ибраева, бывших телохранителей А.Кажегельдина, принимает фонд прав человека Aditus

Мальтийский новостной портал MaltaToday 30 октября опубликовал статью Мэттью Вэллы под названием «Alleged torture victims describe Aliyev as enemy of freedom of expression» — «Предполагаемые жертвы пыток характеризуют Алиева как врага свободы слова».

В предисловии к ней говорится так: «Бывшие телохранители говорят, что являющийся мультимиллионером казахский изгнанник лично применял к ним насилие, чтобы вырвать ложное признание».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «Предполагаемые жертвы являющегося мультимиллионером казахского изгнанника Рахата Алиева, который живет на Мальте, рассказали сегодня прессе о том, что Алиев лично подвергал их насилию в попытке принудить к даче ложного показания.

Казахские граждане Петр Афанасенко и Сатжан Ибраев в сопровождении журналистки Розланы Таукиной, номинировавшейся на Нобелевскую премию руководительницы организации «Журналисты в беде», собираются привлечь внимание общественности к своим заявлениям о том, что они подвергались пыткам по распоряжению Алиева.

«Нам знаком его истинный облик и мы знаем его как врага свободы слова… Он терроризировал людей, чтобы они перестали говорить открыто», — сказал Ибраев.

Два телохранителя утверждают, что они в 2000 году подвергались пыткам на допросах, а также в тюрьме по распоряжению Алиева в бытность последнего заместителем руководителя казахской секретной службы. Тот таким пытался добиться показаний о том, что их босс, тогдашний премьер-министр Акежан Кажегельдин планировал переворот против президента Казахстана, тестя Алиева.

Ибраев сказал, что он, находясь в наручниках, был избит лично Алиевым и что его насильно пичкали психотропными препаратами: «Мы здесь для того, чтобы говорить от имени всех тех жертв, которые не имеют голоса».

Телохранители заявили, что ожидают правосудия на Мальте. «Мы хотим, чтобы мальтийская полиция начала расследование в отношении Алиева, который имеет вид на жительство на Мальте».

Таукина сказала, что при благословении властей РК Алиев контролировал средства массовой информации, а также часть сил безопасности.

Алиев с тех пор рассорился с руководством Казахстана. Он в 2008 году был заочно признан виновным в убийстве двух банкиров «Нурбанка» и приговорен к 20 годам лишения свободы. Алиев отрицает эти обвинения.

В мае 2013 года судья Антонио Мицци отклонил запрос мальтийских и немецких юристов на то, чтобы комиссару полиции было отдано распоряжение провести расследование в отношении Алиева в связи с заявлениями об осуществлении им пыток и преступлений против человечности в свою бытность заместителем начальника секретной службы Казахстана, в 2000 году».

Адвокаты неоднократно призывали полицию провести следствие по делу Алиева, но она по сию пору отказывается браться за это. И именно поэтому последовало обращение в мальтийские суды с тем, чтобы они оказали воздействие на полицейского комиссара.

Но такие попытки пока что представляются малоперспективным занятием. Перед тем же самым магистратским судьей Антонио Мицци, который упоминается выше, за комиссара полиции предстала заместитель генерального прокурора Донателла Френдо Димеч. Она заявила суду, что полиция представила веские причины, почему она не может проводить такое расследование.

«Полиция никогда не станет служить прибежищем для тех, кто совершил преступление, вместе с тем она не может действовать, ведя себя опрометчиво, и действовать вне своей юрисдикции, — сказала Донателла Френдо Димеч. — Но вы просто не можете арестовать, допрашивать человека при отсутствии у вас полномочий делать это, и в особенности без каких-либо доказательств на руках».

Мальтийские правоохранительные органы и прокуратура по раздающимся извне обвинениям в отношении Рахата Алиева по сию пору придерживаются такой позиции. По их утверждениям, они не могут взяться за это дело, поскольку не имеют юрисдикции на проведение такого расследования, какого от них требуют предполагаемые жертвы Рахата Алиева. «В противном случае правительству может быть предъявлен иск по обвинению в нарушении прав человека», — заявляет Донателла Френдо Димеч.

И местному суду контраргументы мальтийских правоохранительных органов и прокуратуры представляются убедительней аргументов обвиняющей стороны. Так что другой вариант по этому вопросу пока не предвидится.

Поэтому теперь уже со стороны предполагаемых жертв Рахата Алиева следует обращение к мальтийской общественности. На Мальте Петра Афанасенко и Сатжана Ибраева принимает фонд прав человека Aditus.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.