Global Times: Астана и другие центрально-азиатские столицы ненормально безмолвствуют относительно Сирии

У независимых государств ЦА нет общих границ с Сирией. Однако имеется множество нитей, которые связывают их с этой ближневосточной страной

Издание Global Times опубликовало аналитическую статью под названием «Central Asia abnormally silent on Syria» — «Центральная Азия ненормально безмолвствует относительно Сирии».

В ней автор задается вопросом: «Какое воздействие сирийский кризис окажет на динамику безопасности и государства Центральной Азии, чье политическое значение повысилось в связи с предстоящими изменениями в плане присутствия США и НАТО в Афганистане?».

И сам же предлагает на него такой ответ: «У независимых государств Центральной Азии нет общих границ с Сирией. Однако имеется множество нитей, которые связывают их с этой ближневосточной страной.

Во-первых, страны региона находятся под сильным влиянием двух соседних держав — России и Китая — и вовлечены в интеграционные проекты, возглавляемые Москвой и Пекином, а именно в Шанхайскую организацию сотрудничества и Организацию Договора о коллективной безопасности.

Россия, наряду с Китаем, имеет давний спор с Западом относительно связи между суверенитетом и вмешательством во внутренние политические процессы.

Не является случайностью то, что в документах, принятых в ходе саммитов обеих вышеупомянутых организаций в 2012 году и 2013 году, серьезное внимание было уделено защите такого подхода к сирийскому кризису.

Политическая власть в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане столь высоко персонализирована, что любой резкий сдвиг наверху может дать толчок серьезным внутренним потрясениям.

В то же время все правительства в Центральной Азии ценят свое сотрудничество с США. Это помогает объяснить их критическое отношение к применению химического оружия в Сирии или крайне осторожную реакцию, заключающуюся в настаивании на ожидании результатов международного расследования.

Центрально-азиатские правительства, хотя они и противятся международному вмешательству во внутреннюю политику, стараются не раздражать открыто Вашингтон.

Регион в целом сталкивается с вызовом политизированного исламизма. До недавнего времени Казахстан был похож на островок стабильности. Но распространение радикальных религиозных течений и рост количества насильственных инцидентов являются теперь реальностью жизни в Казахстане, который испытал первые взрывы, совершенные террористами-самоубийцами в 2011 году.

Казахстан даже упоминался Консультативным советом США по безопасности за рубежом в качестве потенциального источника угрозы безопасности. Таким образом, полный коллапс Сирии и усиление ее таких региональных конкурентов, как Саудовская Аравия и Катар, которые поддерживают исламистов в Евразии, а также растущая роль ячеек Аль-Каиды рассматриваются как факторы, имеющие негативные последствия для Центральной Азии.

Хотя Турция и Иран являются менее активными в Центральной Азии, чем на Ближнем Востоке, они играют важную роль в регионе. Кроме того, обе державы проявляют себя активно в отношении событий в Сирии.

Иран последовательно поддерживает режим Башара аль-Асада в Сирии, а Турция активно выступает за его свержение, выражая готовность поддержать военную интервенцию.

Их активное вовлечение в сирийский конфликт окажет серьезное воздействие на такие соседние регионы, как Центральная Азия и Южный Кавказ.

По всей Центральной Азии правительства демонстрируют крайне осторожную политическую позицию и риторику по отношению к сирийскому кризису, принимая во внимание свои собственные интересы и балансирование между Китаем, Россией и США. Компромиссы между основными глобальными и региональными игроками считаются лучшим вариантом. Но кризис выглядит в большей мере замороженным, чем разрешенным».

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.