Что сталось с деньгами Казахстана, вложенными, по свидетельству Дж.Ордвея, в высокой степени рискованные ипотеки в США, или как сейчас обстоят дела у ННФ РК?!

К вопросу о том, каковыми представляются перспективы реализации объявленных в 2012 году планов по удвоению средств Национального фонда к 2015 году

В сентябре прошлого года министерство экономики и бюджетного планирования РК распространило документ, из которого следовало, что Казахстан планирует почти удвоить объемы средств, накапливаемых в Национальном нефтяном фонде (ННФ), до конца 2014 года. Речь шла об увеличении их размера с $54,3 миллиарда по состоянию на 31 августа 2012 года до $101,8 миллиарда к 2015 году.

На то время, когда такие планы объявлялись, добыча нефти на 2012 год прогнозировалась на уровне 81 млн. тонн, на 2013 год – 82 млн. тонн, на 2014 год – 83 млн. тонн. Сейчас уже в такой прогноз можно, видимо, вносить поправку. Судя по заявлению министра нефти и газа РК Узакбая Карабалина, только за счет недавно сданного в эксплуатацию гигантского месторождения Кашаган, расположенного на шельфе Каспийского моря, добыча нефти в Казахстане может подняться в 2014 году примерно на 8 млн. тонн. Соответственно, можно было бы, казалось, внести и в планы по наращиванию денежных запасов ННФ поправку в сторону увеличения.

Однако этого никто не делает. И оно, в общем-то, понятно. Потому что на фоне кажущихся столь радужными перспектив производства нефти экспортные показатели Казахстана не только не увеличиваются, но и даже падают.

На состоявшемся 12 октября в Астане брифинге председатель Агентства РК по статистике Алихан Смаилов поведал о том, что с начала 2013 года внешнеторговый оборот Казахстана уменьшился на 1,5 процента. «Внешнеторговый оборот Казахстана в январе-августе 2013 года составил 85 миллиардов 935,3 миллиона долларов и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 1,5 процента. В том числе экспорт составил 55 миллиардов 213,7 миллиона долларов с уменьшением на 5,1 процента, импорт — 30 миллиардов 721,6 миллиона долларов с уменьшением на 5,7 процента», — заявил он тогда.

Тенденция к спаду экспортных показателей приняла уже устойчивый характер. Поэтому, как это и бывает у нас обычно при таких условиях, связанных с ННФ амбициозных заявлений уже больше не делается. А ожидать появления каких-то независимых оценок на этот счет не приходится. Потому что в вопросах денег, поступающих через счета государства в систему казахстанской экономики, нет прозрачности. Соответственно, нет также ясности о финансовых взаимоотношениях Республики Казахстан со всеми теми иностранными и отечественными компаниями, которые работают в нефтегазовой отрасли страны. Вон в России еще в начале прошлого десятилетия то и дело говорили, что падение цены на сырую нефть на 1 доллар за баррель, продержись она на этом уровне год, приносит 1 млрд. долларов убытка. То же самое можно было тогда еще сказать и о Венесуэле, другой нефтяной стране. Там каждый дополнительный доллар к цене барреля нефти в годовом измерении приплюсовывал еще 1 млрд. долларов к экспортным показателям государства. Две трети этой суммы шло в казну. Другими словами, изменение цены в долгосрочном плане всего на один доллар для бюджета Венесуэлы означало утрату или приобретение 600 млн. долларов.

А в Казахстане в таких вопросах тогда ни прозрачности, ни ясности не было. Нет их и сейчас. Зато на фоне сделавшихся устойчивыми высоких цен на нефть на международных биржах стали звучать заявления о дальнейшем подъеме отечественной экономики. Мол, «нефтедоллары» помогут. Еще велись речи об их использовании в целях повышения потребления.

Но потребительский бум в стране уже был в недавнем прошлом. Тогда думали, что резкий рост потребительских запросов и трат напрямую подкреплялся доходами от экспорта нефти, цены на которую тогда поднимались все выше и выше. Потом, когда грянул кризис, и потребительская эйфория улеглась, простонародная публика уяснила, что, оказывается, потребление стремительно росло не столько за счет нефтяных доходов, сколько за счет кредитов.

Недавно выяснилось, что история повторяется. Об этом издание Business New Europe, опубликовавшее статью под названием «Kazakh president warns of consumer lending «bomb» — «Казахский президент предупреждает о «бомбе» потребительского кредитования», сообщило следующее: «Казахский президент Нурсултан Назарбаев 11 октября предупредил о том, что потребительское кредитование создает новую угрозу для банковского сектора страны, охарактеризовав рост розничных заимствований как «бомбу».

Как говорится, мыло да мочало, начинай сначала. Впрочем, так обстояло, видимо, с давних пор. Еще в 1994 году тогдашний депутат Верховного Совета Казахстана Г.Алдамжаров, возглавлявший Контрольную комиссию и работавший в этом качестве вплотную с министерством финансов страны, на страницах экономического еженедельника «Панорама» заявил, что страна живет в кредит, ибо большая часть расходных статей бюджета покрывается за счет долгов, главным образом внешних. Оснований сомневаться в обоснованности его слов не было тогда.

Но зато такой депутатской комиссии с достаточно широкими контролирующими полномочиями при последующих составах законодательной власти страны уже не было. И сейчас нет. Так что остается только строить догадки.

Национальный нефтяной фонд (ННФ) у страны есть. А вот конкретного ответа на вопрос о том, куда вкладывались накопленные в нем средства и каково их состояние теперь, нет. Еще в 2001 году тогдашний премьер-министр К.Токаев в парламенте, отвечая на соответствующий депутатский вопрос, сказал, что деньги Национального нефтяного фонда хранятся в США. Это была, видимо, всего полуправда. На Западе еще задолго до того говорили, что деньги казахстанского нефтяного фонда вложены в американские «голубые фишки». Некоторое время назад в американских СМИ появилось весьма серьезное свидетельство о том, что этими «голубыми фишками», в которые вбухали деньги Национального фонда Казахстана, оказались спровоцировавшие в первую голову глобальный финансовый кризис ипотечные дела в США. В материале издания GlobalAtlanta от 22 мая 2009 года под названием «U.S. and EU Share Pains of Global Recession — GlobalGeorgia.com» со ссылкой на высказывание главы диппредставительства США в Казахстане Джона Ордвея сообщается, «что Казахстан сделал большие инвестиции в высокой степени рискованные ипотеки в США (U.S. sub-prime mortgages)». И, мол, теперь из-за этого у страны возникли большие проблемы.

Но эта информация в самом Казахстане никак не была прокомментирована официально. Все продолжается по-прежнему. И народ, как и прежде, находится в неведении относительно важнейших вопросов жизнедеятельности страны и общества. Ничего не меняется. В вопросах, связанных с Нацфондом, как и в целом в нефтяных делах страны, нет прозрачности. Много недомолвок, туману. Иногда имеет место даже откровенная дезинформация. Механизмы принятия решений покрыты тайной. И как следствие в политической жизни страны, которая во все большей степени определяется складывающейся в нефтяном секторе экономики обстановкой, происходят необъяснимые с точки зрения общественного мнения события.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.