Неспокойный декабрь в Евразии: переведи меня через майдан

Последний месяц года опасное время в наших широтах. 10 декабря 2011-го шумел стотысячный митинг на Болотной. Через неделю случилась трагедия в Жанаозене. Теперь вот Киев никак не угомонится

Сюда ещё надо добавить события 18 декабря 2010 года в Минске. В тот вечер десятки тысяч белорусов, не согласных с результатами президентских выборов, вышли на главную площадь столицы. А ближе к ночи сотни рослых широкоплечих парней из числа протестующих как-то слишком организованно двинулись на штурм Дома правительства. Но такие же плечистые парни из спецназа, охранявшие здание, отбили атаку.

Российские выборы в Госдуму, из-за которых в 2011 году случились массовые волнения на Болотной площади в Москве, тоже почему-то проходили в декабре. Как и “выборы” Колбина-1986, породившие “декабрьские события” в Алма-Ате. Потом эта дата, 16 декабря, в свою очередь породила день Независимости и Жанаозен.

Возможно, наши начальники специально проводят свои лукавые выборы в самый холодный сезон и ближе к Новому году. Чтобы желающих протестовать было меньше.

Во всех этих событиях, конечно же, есть общий знаменатель. У нас в Евразии ещё не закончилась Большая История, не завершилось перекраивание политического ландшафта. Обломки бывшего материка под названием СССР, дымя вулканами, сотрясаясь и сталкиваясь, дрейфуют от общего “казарменного социализма” в неизвестную суверенную даль.

Причём, суверенная даль у каждой из бывших братских республик своя особенная. Мне, например, удивительно, когда украинские события примеряют на Казахстан или казахские на Украину. Они совершенно не похожи.

Невозможно себе представить расстрел митингующих из автоматов где-нибудь в Луганской или Ивано-Франковской области. На Украине Жанаозен стал бы катастрофой, привёл к отставке президента и правительства. А в Казахстане не привёл. В том числе потому, что рядом с вами Узбекистан и Синьцзян-Уйгурский район Китая, где стрельба по сепаратистам из автоматического оружия представляет собой достаточно традиционный способ удержания порядка. И вообще, железнодорожная авария с пятью жертвами где-нибудь под Брюсселем это брейк-ньюс для мировых СМИ, а крушение поезда в Пенджабе с двумя десятками погибших лишь упоминается в сводке происшествий.

Украинские власти вполне по-европейски, в отличие от казахстанских и российских, признают за народом право на протест. Даже с разбитыми витринами и носами омоновцев. В Киеве не принято давать сроки за участие в “массовых беспорядках”. А в Москве и Астане дают. У нас за драку с полицией во время митинга люди получают по три года колонии, а то и по пять. Сейчас российская оппозиция как раз сейчас добивается амнистии для “узников Болотной”, а видный юрист Путин в ответ рассуждает по телевизору о праве граждан публично выражать свою точку зрения с одной стороны и недопустимости нарушения закона кем бы то ни было с другой.

Или ещё одно интересное отличие: на прошлой неделе многие газеты и телеканалы сообщили, что все трое бывших украинских президентов — Кравчук, Кучма и Ющенко — поддерживают митинги оппозиции.

Попробуйте представить такую новость из Казахстана. Чтобы экс-президенты, да не один, а целых три, были живы-здоровы. И не просто коротали годы на пенсии, а подавали голос против действующей власти! Это просто фантастическая утопия братьев Стругацких “Полдень. XXII век”.

Что касается перспектив раскола Украины на две части — или сколько там насчитали эксперты из ближнего зарубежья — то это страшилка российского производства. Самим украинцам такое развитие событий представляется маловероятным. Если вы, как и автор этой заметки, часто бываете на Украине (а я там не только бываю, но даже родился), то, скорее всего, знаете почему.

Например, потому, что все украинцы, западные, восточные, северные и южные, споря и ругаясь меж собой, тем не менее, считают себя единым народом. Гораздо более европейским, чем русские. Каждый украинец непоколебимо уверен, что в отношении домовитости, хозяйской распорядительности, бытовой культуры он даст много очков вперёд любому соседу с востока. На этой уверенности уютно, как на возу с клевером, помещается тихая общеукраинская гордыня.

В России, в свою очередь, любят потешаться над соседской провинциальной бедностью. Особенно в Москве. Кроме того, политически некорректные россияне говорят, что хозяйственные украинцы пьют ещё больше русских.

Насчёт “больше” это едва ли, но и меньше навряд. У автора есть много наблюдений на данную тему. Вон, например, отдыхали мы как-то под Винницей на турбазе. Кстати, в трёх километрах от знаменитой ставки Гитлера. Фотографировались у заваленного взрывом входа в подземный бункер и у бассейна с не облупившимися за полвека цементными стенками, где когда-то плавал фюрер.

А невдалеке раскинулось красивое украинское село. Кирпичные дома, капитальные подворья, сады, огороды и ровные крашеные заборы. Мимо этих справных усадеб туристы ходят купаться на Южный Буг. Уже к концу первой недели я вывел чёткую закономерность: утром мы идём на пляж, а хозяин крайнего дома, средних лет мужик, сутулый и чернявый, сноровисто управляется по хозяйству. Чистит сарай, задаёт корм поросятам, поливает огород или что-то ремонтирует. А когда ближе к обеду возвращаемся с купания, трудолюбивый украинский селянин уже спит пьяный на ворохе соломы возле забора у тропинки. Запах самогона вольно разносится тёплым южным ветерком.

Сами украинцы, в общем, не скрывают своей податливости зелёному змию, но очень надеются, что Европа поможет от неё избавиться и вообще отформатирует, даст силы победить этот и другие евразийские пороки: лень, вороватость, хамскую оторванность начальства от народа. Это всё, считают многие на незалежной, им надуло злыми ветрами с восточной стороны от москалей или даже от монголо-татар.

Как раз сейчас у наших славянских родственников проявляется особенно горячее желание перейти через майдан на другую сторону, переложиться от одного старшего брата к другому, в первую очередь к польскому. С ним у Украины многовековые отношения. Довольно сложные, но совершенно не в том смысле, в каком они сложные у России и Польши. Для нас с поляками “сложные” это деликатный эвфемизм слова “враждебные”. Таковыми российско-польские отношения остаются на протяжении последних пятисот лет с небольшими перерывами. А украинцы во все эти века жадно перенимали у европейской Польши цивилизованные манеры и порядки. Горько сетовали, что заносчивые паны и паненки не считают их равными себе…

В общем, у каждого народа своя история и своя правда. Главное, чтобы войны не было.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.