Foreign Policy: Экс-помощник госсекретаря США: Россия вытесняется из ЦА, Китай же вдвигается туда. Астана и Ашхабад сталкивают эти две державы друг с другом

Но в Пекине, видимо, полагают, что вовсе не россияне, а именно американцы готовы всячески препятствовать усилиям китайцев по получению доступа к богатствам Центральной Азии

Издание Foreign Policy опубликовало аналитическую статью Ричарда Баучера под названием «China's Backdoor Breakout» — «Прорыв Китая в тыловом направлении».

В предисловии к ней говорится так: «Поскольку Китай играет мускулами в Центральной Азии, будут ли Соединенные Штаты иметь какое-либо влияние после своего ухода из Афганистана?».

Далее уже в самой статье бывшего помощника госсекретаря США по Центральной и Южной Азии излагается следующее: «Пока Вашингтон был занят праздником Дня благодарения и крахом здравоохранительной программы в конце ноября, премьер-министры Китая, России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана встречались в Ташкенте, узбекской столице, на саммите Шанхайской организации сотрудничества с тем, чтобы обсудить вопросы сотрудничества сфере экономики и безопасности. За пределами саммита, однако, велась геополитическая шахматная игра с высокими ставками.

Россия вытесняется, Китай вдвигается для торговли и за ресурсами, а такие страны, как Казахстан и Туркменистан, сталкивают великие державы друг с другом.

Находившаяся когда-то в китайской сфере влияния, Центральная Азия являлась частью Российской (потом советской) империи на протяжении большей части последних 200 лет. Теперь она снова оспаривается. И, поскольку Соединенные Штаты уходят из Афганистана, им необходимо возобновить приложение усилий к тому, чтобы остаться игроком в Центральной Азии».

Предположения о неизбежности столкновения интересов России и Китая в Центральной Азии американцами в целом высказываются уже давно. Причем делали и делают это очень серьезные люди типа Ричарда Баучера и очень серьезные структуры типа агентства Stratfor, считающегося «теневым ЦРУ».

Помощник госсекретаря США по Центральной и Южной Азии при администрации Джорджа Буша-младшего еще в середине прошлого десятилетия озвучивал американские планы по ослаблению зависимости Центральной Азии от России и Китая посредством побуждения стран этого региона на восстановление их исторических связей с Южной Азией – Пакистаном и Индией. Этот проект в части реализации пока что особыми успехами похвастаться не может.

А агентство Stratfor в своем исследовании «China: Central Asian Rumbles» от 31 августа 2007 года утверждало, что «Россия пробуждается перед лицом опасности и начинает предпринимать контрмеры, развертывая сцену для обширного китайско-российского конфликта в Центральной Азии». Побудило его авторов к приходу к такому выводу начавшееся тогда еще и завершенное в 2009 году строительство газопровода из Туркменистана в Китай по территории Узбекистана и Казахстана. «Только один из них» – Россия или Китай – «может располагать природным газом Центральной Азии, и кто бы ни контролировал этот газ, он в конечном итоге будет контролировать регион», — такое заключение вывели они тогда из той ситуации. Авторы этого давнего прогноза агентства Stratfor также не могут похвастаться тем, что он за прошедшие шесть с лишним лет хоть сколько-нибудь оправдался. Ибо никакого развертывания «сцены для обширного китайско-российского конфликта в Центральной Азии» по сию пору не наблюдается.

Но одно, все же, представляется очевидным: в экономическом отношении, во всяком случае, российское влияние в Центральной Азии уменьшается, а китайское – увеличивается.

Американцы, похоже, не только предсказывают российско-китайское столкновение в Центральной Азии, но и, так сказать, спят и видят наступление такой ситуации в регионе. Это, видимо, желаемый с точки зрения их интересов вариант развития «большой игры». Предпосылки, обуславливающие оправдание такого прогноза, вроде бы есть. А вот сам российско-китайский конфликт из-за Центральной Азии так и не вызрел за прошедшие годы.

Москва не только не стала, образно говоря, «наказывать» Ашхабад, Ташкент и Астану за то, что они переориентируют свой газовый экспорт в китайском направлении с российского направления, но и сама вынашивает планы по налаживанию экспорта российского «голубого топлива» в Поднебесную. Также Россия предполагает подавать свою нефть в казахско-китайский нефтепровод, что делает целесообразным расширение пропускной способности этого маршрута с 10 миллионов тонн до 20 миллионов тонн в год.

Что же касается китайцев, они в качестве своих главных геостратегических конкурентов в Центральной Азии рассматривают, похоже, вовсе не россиян, а американцев. Вот что писал в своей публикации «La Chine s’inquiete d’une poussee americaine en Asie Centrale» по этому поводу свыше 12 лет тому назад, 27 сентября 2001 года, Фредерик Бобен, корреспондент французской газеты Le Monde в Пекине: «Если верить некоторым китайским аналитикам, американская стратегия предполагает отторжение от Китая его западных окраин – Тибета и Синьцзяна – с целью возведения барьера в виде «мини-государств», отрезающего его от углеводородных богатств Центральной Азии».

Примерно такая же точка зрения излагалась позднее, по следам нашумевших событий в Урумчи, в опубликованной 11 июля 2009 года большой аналической статье «Washington is Playing a Deeper Game with China?» из издания Global Research. Примечательно уже одно только само его название: «Играет ли Вашингтон углубленную игру с Китаем?». В Пекине, видимо, полагают, что вовсе не россияне, а именно американцы готовы всячески препятствовать усилиям китайцев по получению доступа к нефтегазовым богатствам государств Центральной Азии, и прежде всего – Казахстана.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.