Американская ФРС это почти то же самое, что Нацбанк Республики Казахстан. Только управляет она эмиссией, курсом и ставкой рефинансирования не тенге, а доллара. А доллар — национальная и мировая валюта одновременно. В этой двойственности содержится большое противоречие, которое даже имеет фамилию: парадокс Триффина.
Суть парадокса, сформулированного американским экономистом Роббером Триффином, в том, что, с одной стороны, эмиссия долларов не должна значительно превышать золотой запас США, иначе будет подорвано доверие к этой валюте. С другой стороны, ключевая мировая валюта должна выпускаться в количествах, достаточных для того, чтобы обеспечить увеличение международной денежной массы для обслуживания всех долларовых сделок.
Кроме того, если вы вдруг не в курсе, Федеральная резервная система США не государственная, а частная структура. И руководит ею человек по имени Бен Шалом Бернаке.
У многих граждан, впервые осознавших данную сумму обстоятельств, возникает примерно такое же чувство, какое охватило столяра Андрея Ерина из рассказа Шукшина “Микроскоп”, когда столяр вгляделся под большим увеличением в окружающий мир, и обнаружил, что везде микробы! В воде, на руках, в борще и даже в крови у сына Петьки (вот тут особенно тонкий момент). Больше всего шукшинского героя поразило, что наука молчит об этих ужасах, и в газетах тоже ничего не пишут.
Хотя вот про доллар и ФРС советские газеты никогда не молчали. Российские тоже не молчат. Некоторые из них даже рассказывают, что, когда в США не хватает денег на социалку, там просто включают печатный станок и решают проблему типографским способом. В другой стране это привело бы (и приводит) к прыжку инфляции, а в Америке, дескать, левые миллиарды попадают не только в малый, национальный, но и в большой, мировой круг финансового кровообращения – и шулерам всё сходит с рук.
В ютубе полно российских патриотических роликов, за четыре с половиной минуты объясняющих самое главное про мирового паразита Америку и про то, почему США ожидает скорый крах, неостановимый и ужасный.
Доктор экономических наук Михаил Хазин регулярно рассказывает российским и казахстанским (он у вас частый гость) слушателям про пузырь американской финансовой системы. А доктор политических наук Игорь Панарин даже назвал точный срок развала США на шесть частей и начало между ними гражданской войны.
День икс, кстати, одно время привязывали к концу света, назначенному на 21 декабря 2012 года. Как раз к 99-летней годовщине ФРС. В тот день американское правительство якобы должно было объявить, что больше не продлевает частной компании ФРС аренду печатного станка – и списать на неё, обнулить все накопившиеся проблемы.
Но пока эти прогнозы не подтвердились. По крайней мере, сегодня американская Федеральная система справляет столетний юбилей, и все гости, родственники и даже недоброжелатели констатируют, что старушка находится в приличном для такой немолодой дамы состоянии.
Можно, конечно, и дальше с прибаутками рассуждать о глупых страхах и подозрениях насчёт ФРС и финансового пузыря. Отмечая в результирующей части, что на самом деле Америка это страна серьёзных, трудолюбивых, ответственных и организованных людей, которые, между прочим, кормят половину мира, поскольку в США высокоразвитое сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность и другие традиционные отрасли экономики.
А также — что финансовая система Америки представляет собой хорошо продуманный и сбалансированный механизм. И вообще лучше судить по прецедентам, а не сказки слушать. За сто лет доллар США, в отличие от некоторых других валют, не станем показывать пальцем, ни разу не девальвировался, не сваливался в гиперинфляцию и не подвергался деноминации. Долларовые вклады населения США ни разу не сгорали.
Однако деньги на социалку и другие нужды Америка себе действительно подпечатывает, вполне жульнически, пользуясь положением хозяина мировой валюты. Только делает это не так глупо и влобовую, как рассказывают в ютубе и на канале РенТВ, а более хитрыми способами. Например, записывая бумажные миллиарды себе в долг. На сегодня государственный долг США, не считая частных и корпоративных задолженностей, уже превысил космическую цифру в 15,5 триллиона долларов.
Этого факта никто особенно не скрывает. Счётчик американского госдолга установлен на видном месте в центральной части Манхеттена. Когда ставили, сумма чуть превышала два с половиной триллиона, и никто не думал, что она перевалит за десять. А как перевалила, оказалось, что свободного четырнадцатого окошечка для полного размещения цифры 10 000 000 000 000 в счётчике не предусмотрено. Пришлось убрать из самого первого окна значок $. Тем более, что и так понятно – американский долг считают не в рублях и не в сомах.
Среди людей, полагающих, что США могут поддаться соблазну избавиться от этой килы через обнуление долга посредством гиперинфляции или через фокус с введением новой североамериканской валюты (общей с Мексикой и Канадой) или ещё как-нибудь есть очень серьёзные граждане. Не только доктора экономических наук, но даже руководители некоторых государств Центральной Азии.
Многие другие доктора и президенты надеются, что процесс будет плавным. Значение доллара как мировой валюты снижается уже несколько десятилетий, после того, как в начале 1970-х американские деньги “отвязали” от золотого эквивалента. В качестве альтернативы и противовеса появились ЭКЮ, потом евро, теперь вот набирает мощь юань. Так что яйца, у кого они есть, больше не хранятся в одной корзине.
К столетию ФРС российские эксперты провели круглый стол на тему “Федеральная резервная система: значение для истории и современности”. Наиболее интересным, на мой взгляд, было выступление директора Института проблем глобализации Михаила Делягина. Михаил Геннадьевич вначале сообщил, что, говоря о ФРС, важно понимать — по своей природе она является “симбиотическим органом”.
“Американское общество устроено очень интересно и необычно для нас: в отличие от европейского и нашего, оно вырастало снизу, в очень большой степени складывалось из совокупности общин, и потому в нем очень много симбиотических структур, — считает Делягин. — ФРС тоже обеспечивает единство бизнеса и государства, но не всякого бизнеса, а крупного финансового, давно уже ставшего глобальным.
После этого Делягин признал, что мир сейчас стоит на “серьезном и даже страшном рубеже”.
“Да, мир может простоять на этом рубеже еще много лет, потому что с точки зрения смены исторических эпох даже десять лет – это совершенно немного. С другой стороны, срыв в неприятное, как показывает опыт, можно достаточно долго оттягивать. В конце концов, человеческий гений велик, — и, кстати, усилиями и интеллектом в первую очередь ФРС мы уже 12 лет балансируем на грани срыва в глобальную депрессию, при этом довольно неплохо себя чувствуя. Но, оттягивая неизбежное на годы и даже десятилетия, его нельзя оттянуть навсегда. А срыв в глобальную депрессию – это неизбежное. Среди прочего он означает распад единого глобального рынка на разноуровневые макрорегионы”, — дал свой прогноз директор Института проблем глобализации.
В общем, выбирайте, тот сценарий, какой вам нравится. А мне в связи со всей этой макроэкономикой вспоминается эпизод из ещё одного художественного произведения. В фильме Георгия Данелия “Кин-дза-дза” прораб дядя Вова оказался на чужой планете. Вокруг пустыня, жара, в попутчиках у прораба совсем молодой растерянный парень, надо принимать какие-то решения – а какие? И дядя Вова говорит: так, сейчас четыре часа, солнце на западе, значит Ашхабад – там. И начинает движение. И в конце-концов попадает, куда он хотел.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.