Fars News Agency: Вице-премьер РК А.Исекешев выразил готовность Алматы к строительству пирсов, причалов и бункеров на территории иранского порта Чабахар

Это очень ценная перспектива. Ибо порт на юго-востоке Ирана позволяет отправлять грузы, минуя перегруженный и конфликтогенный Ормузский пролив

Информационное агентство Fars News Agency опубликовало переданный из Тегерана репортаж под названием «Iran's Economy Ministe, Kazakh Deputy PM Meet in Almaty» — «Иранский министр экономики и казахский вице-премьер встречаются в Алматы».

В предисловии к нему говорится так: «Иран и Казахстан станут еще больше расширять торговое и деловое сотрудничество в ближайшем будущем».

Далее уже в самом репортаже излагается следующее: «В ходе встречи министра экономики и финансов Ирана и министра индустрии и торговли Республики Казахстан стороны выразили свою заинтересованность в расширении взаимного инвестирования в региональное развитие и транспортные мощности двух стран.

Ссылаясь на большие возможности двух соседей в транзитном секторе, Асет Исекешев призвал ускорить график строительства для транспортного коридора Казахстан — Туркменистан — Иран и охарактеризовал его как платформу для расширения торговых связей в регионе.

Заместитель казахского премьер-министра в продолжение разговора отметил последние достижения Ирана в области нанотехнологий, а также в сфере оказания других инженерно-технических услуг, и пригласил иранских экспертов к участию в специализированных ярмарках и выставках, которые пройдут в его стране.

Исекешев также ответил согласием на предложение доктора Тайебнии о поставках нефти и пшеницы на северные иранские приграничные пункты на условиях «своп» и об их доставке в южные части страны, выразив готовность Алматы к строительству пирсов, причалов и бункеров на территории порта Чабахар.

Иранский министр финансов, в свою очередь, высоко оценил твердую решимость президента Назарбаева и президента Роухани расширять связи и указал на то, что иранская внешняя политика основывается на развитии более тесных связей с соседними странами.

Тайебниа также отметил добрую репутацию и положительный опыт своей страны в создании промышленных зон и бизнес-центров и предложил своему партнеру сотрудничество в этой конкретной области.

Иранский министр экономики прибыл с визитом в Алматы для того, чтобы принять участие в совещании министров Организации экономического сотрудничества и праздновании 40-летия группы Исламского банка развития (ИБР)».

Иран является одной из трех крупных и экономически состоятельных держав, через которые континентально-замкнутые бывшие советские республики Центральной Азии получают доступ к океанским просторам. Две другие – это Россия и Китай. Через Иран центрально-азиатским странам, в том числе и Казахстану, открывается выход в Персидский залив и Индийский океан.

А открытие возможности иметь свои пирсы, причалы и бункеры на территории Чабахара – это очень ценная перспектива. Ибо порт на юго-востоке Ирана позволяет отправлять грузы, минуя перегруженный и конфликтогенный Ормузский пролив, потому что он находится за пределами Персидского залива.

Поставки казахстанской нефти в североиранские порты на Каспийском море беспрепятственно осуществлялись в течение ряда лет до начала 2012 года. Потом последовала их остановка на пять месяцев. Потому что в министерстве нефти Ирана стали придерживаться мнения, что подобные сделки – не в национальных интересах страны. Заместитель министра нефти Ахмад Калебани еще в марте 2012 года утверждал, что, хотя Иран пока не заявлял о прекращении нефтяных «свопов», это будет, мол, сделано. За каждый баррель нефти, поступающий по своповым сделкам, платилось от 5 до 6 долларов.

В июне 2012 года иранцы объявили, что они возвращаются к применению системы «своп» вместе с азербайджанцами, туркменами и казахами.

По подобным соглашениям Азербайджан, Туркменистан и Казахстан поставляют в Иран определенные объемы нефти, которые перерабатываются на НПЗ на севере страны. Со своей стороны Иран поставляет эквивалентный объем нефти в страны Персидского залива от имени этих стран. Преимущество подобной схемы для Ирана заключается в том, что нет необходимости в строительстве трубопроводов перекачивающих нефть с южных месторождений Ирана на север страны.

В части, касающейся Казахстана, она действовала так. Нефть, добытая казахстанской национальной нефтегазовой компанией «КазМунайГаз» и компанией PetroKazakhsran доставляется в иранский нефтяной порт Нека на Каспии, а оттуда по нефтепроводам — на НПЗ в Тегеране и Тебризе. При этом аналогичный объем нефти казахстанские поставщики получают в районе Персидского залива для дальнейшего экспорта. Схожим образом Иран предполагает через свои северные порты ввозить казахстанскую пшеницу и предоставлять для вывоза от имени поставщиков из РК через свои же южные порты уже собственную пшеницу.

Объем товарооборота между Ираном и Казахстаном составляет $2 миллиарда.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.