Издание Khaama Press опубликовало статью Фахима Масуда под названием «A New Great Game in Central Asia» — «Новая «большая игра» в Центральной Азии».
В ней говорится так: «Сегодня вторжение США в Афганистан и открытие ими военных баз в Центральной Азии и экономическая экспансия Китая в регионе убеждают экспертов в том, что ведется новая «большая игра».
Немецкий журналист Лутц Кливман пишет, что новая «большая игра» бушует в регионе. Ссылаясь на Билла Ричардсона, бывшего министра энергетики и представителя США в Организации Объединенных Наций времен правления Клинтона, Кливман пишет, что США вовлечены в дела в Центральной Азии не только для нанесения поражения аль-Каиде. Они вовлечены в эти дела также для того, чтобы «диверсифицировать [свои] источники нефти и газа [и для того, чтобы] предотвратить стратегические вторжения тех, кто не разделяет [их] ценности».
Никлас Сванстром. профессор Университета Джона Хопкинса, приходит к аналогичному заключению выводу… Он говорит: «Ситуация в Центральной Азии, кажется, развивается в русле воплощения в новую версию «большой игры».
Отрицать уместность таких выводов, хотя они представляют собой пока что всего лишь умозрительные заключения, не подкрепленные достоверными аргументами, сейчас уже весьма затруднительно. В особенности на фоне происходящих на Украине событий. Казалось бы, где Украина, а где Казахстан?! Но ведь Сирия тоже не соседствует с Украиной. А Египет и Тунис – тем более. А ряд политических экспертов, представляющих Россию, собственно Украину и даже Египет, сейчас дружно заявляет, что нынешние выступления в Киеве настолько сильно напоминают нашумевшие уже события в городах Сирии, а также в Каире и Тунисе, что, мол, можно говорить о наличии одного и того же сценария у них всех.
То есть будет, надо полагать, допустимым предположить, что начало принятия так называемой новой «большой игрой» реальных очертаний вполне может принять аналогичную форму. Ведь у Казахстана, как бы там ни было, много общего с Украиной. Взять хотя бы то, что эти две страны являются крупнейшими после России экономиками постсоветского пространства и как таковые представляют большую важность для Москвы, которая, наряду с Вашингтоном и Пекином, рассматривается в качестве одного из ключевых участников потенциальной новой «большой игры».
Некоторое время назад, когда еще не было ни тунисских, ни египетских, ни сирийских, ни тем более украинских событий, лондонский журнал Economist в статье под названием «Central Asia and the Caucasus: The devil's tears» излагало следующее: «По всей Центральной Азии и Кавказу народ понимает, почему нефть – это «слезы дьявола». Лутц Кливман, журналист, совершивший множество поездок по всему региону и встречавшийся с множеством как нефтяных баронов, политиков и полевых командиров, так и простых людей, приходит к заключению, что великие державы снова играют в циничную «большую игру», оставляя кровь и слезы следом за собой. Приз и состав игроков, однако, со времен событий XIX века изменился. Теперь на кону – не Индия, а доступ к богатым нефтяным и газовым запасам, которые, возможно, являются самыми большими в мире нетронутыми резервами энергии. А царскую Россию и колониальную Британию заменили Соединенные Штаты, постсоветская Россия, Китай, Иран и Пакистан».
Судя по всему, события описанного выше порядка только теперь начинают принимать серьезный оборот. По ту сторону Каспийского моря первые их акты уже, можно сказать, состоялись. Имеются в виду прошлогодние события на стамбульской площади Таксим и нынешние события на площади Майдан Незалежности в Киеве. А на этой стороне Каспия «главный приз на кону» новой «большой игры» – Казахстан с его запасами нефти, значительно превышающими нефтяные резервы трех закавказских и четырех центрально-азиатских республик вместе взятых. Для Центральной Азии все, похоже, только начинается.
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.