Каждый день пишут о том, что ваш Елбасы вот-вот назовёт преемника. Серьёзные авторы обещают – Скорее всего, мы увидим перемены уже в наступившем году.
Когда начинаешь спрашивать, откуда такие предположения, человек становится загадочным и многозначительным. Или, например, заявляет: ну вот Ельцин же ушёл!
Такое сравнение обнаруживает слабоватое знание российской матчасти. Поскольку Ельцин ушёл накануне президентских выборов 2000 года, которые он точно бы проиграл. После этого победители (скорее всего, Примаков в паре Лужковым) снесли бы как бульдозером “семью” и близких ей олигархов. У бывшего хозяина Кремля отобрали бы резиденции и мигалки, да и в тюрьму могли посадить. Вот и потребовалась хитроумная операция “преемник”, в результате которой Борис Николаевич оказался не в Лефортово, а на почётной пенсии. Ельцинская “семья” хоть и подвинулась, но сохранила капиталы и некоторое влияние.
А Назарбаеву чего волноваться? Кому по силам выиграть выборы у Нурсултана Великолепного?
— Но президенту 73 года! – говорят казахстанские многозначительные люди.
— Есть информация о плохом самочувствии? – настораживает уши иностранец.
— Откуда, — сардонически усмехается ваш эксперт. – Вы разве не знаете, насколько у нас засекречены такие вещи.
— Но тогда с чего вообще взято, будто он собрался уходить?
— Есть множество косвенных признаков, из которых для серьёзного аналитика складывается вполне недвусмысленная картина. Вот Тажина он снял недавно. Это, по-вашему, спроста?
— Назарбаев уже двадцать пять лет кого-то снимает и назначает.
После этого ваш эксперт обычно хмыкает и замыкается.
Вообще-то “инсайдерские утечки” относительно скорой отставки казахстанского президента делаются с конца 1990-х. Сперва в качестве причины предстоящих Больших Перемен называли неизлечимую болезнь Назарбаева. “Знающих людей” некоторое время слушали со вниманием и тревогой, как в известной истории про мальчика, крикнувшего “волки!”, а потом перестали. Теперь вот они говорят про возраст и “целый ряд косвенных признаков”. Я уверен, что эти тонкие прогнозы будут строиться как минимум до завершения выборов 2016 года, но, скорее всего, гораздо дольше. Медицина сейчас творит чудеса, а главное, что даже самый почётный уход президента в отставку в нашей Евразии это гигантская, непереносимая потеря статуса, перемещение из категории “Единственный” в категорию просто “уважаемый”. Без самой последней крайности ни один из Единственных в отставку не уходил и не уйдёт.
Например, Гейдар Алирза оглы Алиев правил Азербайджаном до 80 лет, до полного износа организма. А когда истекли земные сроки, уже перед самой смертью, передал власть сыну. Снял свою кандидатуру в его пользу на выборах — и скончался.
Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов умер скоропостижно, в 66 лет и никакого преемника себе не готовил. Потом туркменские элиты довольно мирно выбрали нового президента.
Узбекский лидер Ислам Каримов старше Назарбаева на два года, ему 75, и здоровье, говорят, пошаливает, и сыновей Аллах не дал, и дочка от рук отбилась – а преемника у Каримова тоже нет.
Не будем уже вспоминать таджикского Эмомали Рахмона, почти юного, ровесника Путина.
Преемник это очень больно. Он хоть и руку целует, и клянётся в верности, но вдруг нечаянно взглянет как будущий Единственный – и сердце старого вождя обольётся кровью. Нет, трон в Евразии отдают только если уже физически нельзя не отдать.
Бывают, правда, случаи, когда перемены во власти совершают понарошку, от большой хитрости или избытка уверенности в себе. Так Иван IV “отдал трон” Симеону Бекбулатовичу, а Путин — Медведеву. Во втором случае, кстати, кандидатом номер один шёл вице-премьер Сергей Иванов, бывший генерал КГБ, непростой человек. Но потом был отодвинут, и президентское кресло четыре года грел Дмитрий Медведев, замечательный полным отсутствием лидерских качеств. Однако даже он к концу срока под влиянием супруги и окружения попытался взроптать, только ничего не вышло. Владимир Владимирович не ошибся с подбором этого кадра. В результате данной спецоперации Путин сохранил и власть, и все внешние признаки соблюдения Конституции.
Но вы же не думаете, что Нурсултан Абишевич на старости лет возьмётся устраивать этакий брейк-данс?
Нет, Назарбаев не уйдёт до полного истечения отмеренных ему Аллахом биологических сроков. Когда они закончатся, не знает никто. Пока нет никаких оснований считать, что это случится скоро. Тем экспертам, кто с такой оценкой не согласен, я предлагаю пари. Ставлю бутылку ирландского виски Writer's Tears, (“слёзы писателя”) что и “в ближайшее время”, и по итогам выборов 2016 года Назарбаев останется президентом Республики Казахстан, и характер его полномочий существенно не изменится. Если вы делали в СМИ противоположные прогнозы и готовы за них ответить потерей 60 долларов — пишите мне в фейсбук. Время летит быстро, и всего лишь через два с половиной года вы сможете выслать мне мой выигрыш по почте. Или я вышлю ваш. А можно будет, если представится случай, выпить горькие “слёзы писателя” вместе и обсудить перспективы выборов 2021 года.
Да, на всякий случай небольшая оговорка.
В России тоже немало экспертов, предрекающих скорый уход Путина. Больше всех успел наобещать, конечно, покойный Березовский. По его прогнозам Владимир Владимирович должен был оставить свой пост ещё в 2003 году. Но и Гарри Каспаров со своим компьютерным умом тоже вычислял пределы путинской власти (получился 2006 год) – и ошибся.
На сегодня самым заметным из обломавшихся прогнозистов этого ряда является академик Андрей Пионтковский, опубликовавший два года назад довольно убедительную колонку под заголовком “Почему Путин уйдёт в 2013 году”. А в декабре-2013 академик написал другой, не менее яркий текст “Путин или Россия” — и там принялся объяснять, что вовсе не ошибся с прогнозом, ибо “последняя стадия эволюции любого авторитарного режима после краха его системообразующего мифа — это фактически жизнь после смерти”.
Вот такие академические фокусы при подведении итогов 2016 года просьба не использовать.
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.