Неделю назад я вернулся из Таиланда – это была уже четвертая по счёту поездка в «страну улыбок». А первый раз я поехал за границу 20 лет назад. В Арабские Эмираты. Впечатления сохранились на всю жизнь: конец ноября, тёплое чистое море, три четверти незнакомых продуктов в супермаркете (у нас тогда ещё были продмаги) и неумолкаемый ночной треск за дверью, мешающий спать. Это трещали не цикады, а российские и казахстанские челноки. В коридоре отеля они обматывали скотчем свои баулы и коробки с магнитофонами, телевизорами и холодильниками.
С тех пор я стараюсь каждую зиму хотя бы на недельку увезти семью в лето. Очень заметно, что таких желающих во всём мире становится больше и больше. В зимних тропиках уже тесно.
Собственно, массовый зарубежный туризм, который сегодня кажется чем-то обыкновенным и всегда бывшим на свете, как те же супермаркеты, возник по историческим меркам буквально вчера. Тридцать лет назад он был уделом западных европейцев и японцев (Америка в основном отдыхает дома). Потом к ним присоединились Восточная Европа и бывший СССР. Увеличив количество путешественников из зимы в лето примерно в два раза.
Как правильно пишут в путеводителях, многие курорты Индии, Индонезии, Египта, Таиланда и тех же Эмиратов ещё в 1980-е представляли собой маленькие рыбацкие деревушки или просто прибрежные джунгли, безлюдные скалы, пустыню, а то и свалку у приморской дороги – а сейчас там шумит курортная жизнь.
Всё было терпимо, пока к нашей компании зарубежных туристов не примкнули китайцы. До них по миру ездили миллионов 40-50, а потом Китай начал богатеть, вырабатывать средний класс – и ещё раз удвоил эту цифру. Для полуторамиллиардной КНР 45 миллионов человек – всего лишь три процента населения. Скоро китайцы утроят и упятерят объёмы мирового зарубежного туризма. Возможно, тогда ему наступит конец.
Уже сейчас, как ветеран, я рассказываю молодым путешественникам, что в конце 90-х над коралловыми рифами в Красном море была абсолютно прозрачная, как воздух, вода, а сами кораллы были яркими и разноцветными, как в мультфильме. Сейчас уже и вода порядком мутновата, и большинство кораллов тускло-серые. Чему удивляться: над ними с утра до вечера проплывают потные тушки в масках, многие сотни за день. Их привозят и увозят дизельные и бензиновые катера, тоже совсем не прибавляющие морю чистоты.
Но тем временем под туризм раскорчёвываются новые и новые тысячи гектаров тропических побережий в Юго-Восточной и Западной Азии, Центральной Америке и Африке. Осушаются вонючие малярийные болота, чистятся от коряг и каменюк будущие пляжи. Сколько ещё первозданной природы у землян в запасе? Если посмотреть на карту, довольно много.
При этом те люди, которые гонятся за «настоящим качественным отдыхом», вынуждены платить за него всё дороже. Пять звёзд уже совсем не гарантируют, что по морю перед фасадом вашего отеля не будут ходить с ровным тракторным стрёкотом, напоминающим взмёт зяби в Кустанайской области, длиннохвостые моторные лодки, везущие народ на соседние острова. Пляж самого отеля тоже доступен всем желающим, потому что море это общее достояние, и отгораживать его под отели или частные пирсы позволяют, кажется, только российские, казахские и крымские природоохранные прокуроры.
В результате теперешний зимний отдых на дальних берегах (массовый, не элитный) приближается по уровню и характеру к знакомому многим из нас с детства летнему отдыху где-нибудь в Евпатории или окрестностях Севастополя. Кстати, никакого особенного ужаса это обстоятельство не содержит. Потому что Евпатория, если человек приехал купаться, а не загибать сразу все двадцать пальцев, вполне хороша. Особенно для бабушек с внуками: песочек, жильё рядом с морем, недорого.
В окрестностях города русской славы Севастополя для любителей активного отдыха есть замечательные горные тропы и малодоступные пляжи. Знаменитый пляж Фиолент, к которому ведут семьсот ступенек вниз (обратно, они, соответственно, ведут вверх) – вообще легендарное место для постсоветских путешественниц среднего и зрелого возраста. За две-три недели спусков-подьёмов по чудо-лестнице и посильных заплывов в Чёрном море полноватая немолодая тётя превращается в стройную трепетную лань, в чаровницу, которую по возвращении с курорта буквально не узнают на работе.
А на дальних берегах самый правильный вариант для бюджетного туриста, путешествующего из зимы в лето – брать чистенькую и нешумную трёшку с завтраками не очень далеко от моря. В первый день вы обязательно отыщете немноголюдную бухточку с чистой водой, нужные магазины, кафешки и всё остальное, что требуется для отдыха. В пяти звёздах лучше, но для себя я давно определился: чтобы отдыхать небюджетно, надо делать много неприятной работы, за которую имеет смысл браться, только когда нечего есть и негде жить. Но еда и крыша у меня есть, и в гробу я видел ваши пять звёзд.
Вообще, любой человек с течением лет выбирает для себя индивидуальный темп жизни, отыскивает некую оптимальную точку материального и душевного комфорта между крысиными гонками за деньгами и успехом и ленивым расслабленным существованием. У каждого из нас на этот счёт свои балансы, и у каждого народа, наверно, тоже.
Все эти мысли приятно было думать, попивая в Краби местное тайское пиво с горчинкой, как я люблю, под пальмами, крупными южными звёздами и по приятной, звучащей как музыка после Москвы цене – при том, что тайцы её для туристов как минимум удваивают.
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.