Алматы. 15 мая. КазТАГ – Владимир Радионов. Родители детей, что пойдут в этом году в первый класс, озабочены проблемой психологического тестирования их чад. Настороженность вызывают вопросы, которые внесены в часть тестов.
Вот лишь некоторые из них, которые родители приводят на различных интернет-форумах: «Твое тело и твое «я» — одно и то же или нет? Чем они отличаются?»; «Скажи, твое тело можно нарисовать? Оно круглое или квадратное?»; «Скажи, от тела можно отрезать кусочек? А от твоего «я» можно отрезать кусочек?».
Заведующая лабораторией при Казахском национальном педагогическом университете, доктор психологических наук, профессор Раушан Каримова утверждает, что такие вопросы могли составить только псевдопсихологи, которые абсолютно не знакомы с возрастной психологией и понятия не имеют, для чего нужно предшкольное тестирование.
***
— Раушан Бейдалиевна, насколько необходимо психологическое тестирование детей, идущих в первые классы?
— Психологические тесты важны, но для первоклашек они должны быть ориентированы на определенные вещи. Психолог в первую очередь должен определить, соответствует ли возрасту ребенка уровень его мышления (к семи годам у него должна сформироваться сложная форма словесно-логического мышления), уровень работоспособности, внимания, мотивации к учебе. Мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, что необходимо для формирования письменной речи, должна подготовить предшкола.
Если ребенок не владеет функциями мелкой моторики, это существенно осложнит его адаптацию к школьной программе. Короче говоря, задача психолога – выявить основные предпосылки познавательной сферы того или иного ребенка, которые будут нужны учителю. И если психолог выявит неготовность ребенка к школе, то педагог сможет скорректировать процесс обучения.
И важно, что психолог сможет выявить особенности психики того или иного ребенка, если это не будет поставлено на поток. А если ему нужно протестировать весь класс за полдня, это будет формально и построено на уровне коротких вопросов и ответов «да» или «нет». Прежде чем выявить психологические особенности ребенка, психолог должен очень подробно поговорить с родителями: что ребенок любит, какова его игровая деятельность, как он реагирует на различные препятствия. Только после этого можно разговаривать с ребенком и выносить какие-то суждения.
— А с помощью тех тестов, что цитируют в форумах родители, психолог сможет дать ответы на перечисленные вами вопросы?
— Это — полный абсурд. Тесты составлены абсолютно безграмотно, их авторы совершенно не знают особенностей психики 6-7-летних детей. В 6-летнем возрасте у ребенка еще не сформировано в полной мере собственное «я». Есть даже такое понятие — «кризис семи лет»: в этом возрасте у ребенка начинает формироваться внутренний мир, и он начинает отделять себя от окружающих в полной мере. И эти тесты никоим образом не определяют ни психологическую готовность ребенка к школе, ни его творческий потенциал, практически ничего.
Плюс ко всему, авторы таких тестов не отдают себе отчет, к чему могут привести подобные вопросы. До 7 лет у ребенка наиболее активным является непроизвольное внимание, когда взрослый может пропустить какую-то фразу, а он ее обязательно запомнит. В высшей мере неэтично спрашивать у него, можно ли отрезать от его тела кусочек или нельзя. Ведь какой вывод может сделать ребенок? Если взрослый говорит, что это возможно, то надо попробовать что-то у кого-то отрезать. Тем самым вызывается нездоровый интерес.
Один раз я столкнулась с нечто подобным — детей пяти-шести лет учили знакомиться с собственным телом. Им предлагали погладить себя по телу и определить, где поглаживания нравятся, а где нет. Как врач, я вам скажу уверенно — ребенок дойдет до определенной зоны, где поглаживания ему очень понравятся. Потом он обсудит это с ровесниками или тем, кто постарше, и таким образом у него будет сформирован нездоровый сексуальный интерес. Представьте, как почувствует себя ребенок в новой обстановке, да когда ему еще и задают такие непонятные вопросы. Он сможет ответить что-то неадекватное. И какие тут будут заключения?..
— Не обращались ли к вам за консультациями авторы подобных опросников, которые, как вы утверждаете, могут не только что не пойти на пользу, но и навредить психике будущих первоклассников?
— Нет, не обращались, хотя наша основная специализация как педагогического вуза – психологическое сопровождение школьного образования. И когда мы говорим о выявлении психологической готовности семилетнего ребенка к школе — нам и в голову не придет ставить перед ним такие вопросы. На основании таких абсурдных вопросов можно лишь, повторюсь, вызвать у ребенка нездоровый интерес к тому или иному явлению.
Я сама в недоумении: чему будут дальше учить ребенка психологи, которые составляют подобные тесты? Вполне возможно, каждый психолог волен задавать свои вопросы, но эти тесты лишний раз подтверждают низкий профессионализм специалистов. Мне кажется, назрела необходимость проверки на государственном уровне работы не только психологов, но и педагогов: кто преподает нашим детям и что преподают. Впору говорить о психологическом здоровье педагогов и психологов, которые задают вопросы о том, что и у кого можно отрезать.
Приведу еще один пример. Моему сыну, когда он учился в 9 классе в одной из передовых школ города, психолог дала тему реферата «Психология беременной женщины». Это была не вчерашняя выпускница вуза, а специалист с большим стажем работы. Скажите, зачем это нужно знать 15-летнему юноше?
— Не кажется ли вам, что если уж тестирование, хоть и не являющееся обязательным, получает широкое распространение, то должны быть разработаны какие-то правила к нему на уровне министерства образования?
— Вы правы, госорганам необходимо посмотреть, есть ли действительно тестовые задания, о которых рассказывают родители, в рамках каких программ или установок они составлены, кто является их авторами? Ведь если нет каких-то общих установок, то получается, что каждый психолог может выдумывать все, что угодно. Но мало ли какие у него, извиняюсь, тараканы в голове?.. У нас же сейчас психологи проходят дополнительные курсы по психоанализу, сексуальным отклонениям, и им почему-то не терпится приложить эти знания там, где они работают, — в школах.
Чтобы навести порядок, мне кажется, что все подобные тесты должны проходить государственную экспертизу, как учебники, хотя бы на уровне городских управлений образования. Для этого в управлениях должны появиться главные психологи школьных и дошкольных учреждений, которые знали бы всех психологов учебных заведений, общались с ними и поддерживали научно обоснованный контроль психологических тестов. Если бы эти вопросы попали, допустим, ко мне на экспертизу, то однозначно «добро» они бы не получили.
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.