Решения украинской Межведомственной комиссии по международной торговле о введении запретительных спецпошлин на белорусские товары заработали с 27 июля, несмотря на предпринятые Минском попытки уладить конфликт. Это подтвердили в Минэкономразвития Украины.
Напомним, объявив об отмене лицензирования импорта из стран — членов зоны свободной торговли, МИД РБ заявило, что ожидает теперь от Украины свободного доступа белорусских товаров на свой рынок в режиме, установленном Договором о зоне свободной торговли. "Если же украинские решения вступят в силу, мы будем вынуждены принимать меры адекватного реагирования", — предупредило внешнеполитическое ведомство.
Между тем, негодовать по поводу того, что документы все-таки заработали, в белорусском МИДе не спешат, дипломатично заявляя, что надеются урегулировать конфликт в течение 7-10 дней. При этом там подчеркивают, что реакция Украины оказалась несимметричной. Введенное Беларусью на 6 месяцев лицензирование касалось украинских товаров с годовым объемом поставок $120 млн. А украинские пошлины введены на 2 года и 6 месяцев и касаются белорусских товаров с годовым объемом поставок $265 млн.
Учитывая ведущиеся активные переговоры между странами-соседями, эта история имеет все шансы завершиться миром в ближайшие дни. Если только стороны не смешают эту сюжетную линию с другой, более важной — под условным названием "экономические санкции Кремля против Украины и попытки заставить Минск присоединиться к ним".
Не антибиотики, так нематода
Всего, что Россия запретила на ввоз из Украины после подписания ею соглашения об ассоциации с ЕС, так просто и не упомнишь. С 1 августа запрещены поставки сои, соевого шрота, подсолнечника и кукурузной крупы в связи "с неоднократными нарушениями российских фитосанитарных требований, прежде всего с засорением грузов семенами карантинных сорняков".
С 29 июля Роспотребнадзод ограничил ввоз украинской соковой продукции, так как она "не проходила государственную регистрацию на соответствие требованиям техрегламентов ТС, при этом на ее этикетке указан единый знак обращения продукции на рынке государств — членов ТС — "ЕАС".
С того же дня прекращен ввоз консервированной плодоовощной продукции и рыбных консервов. Мотив: нарушения требований законодательства в области защиты прав потребителей (несоответствие при маркировке данных о массовой доле основного продукта, о содержании белка, жира, углеводов и т. д.).
С 28 июля работает эмбарго Россельхознадзора в отношении молока и молочной продукции в связи "с неоднократным выявлением" в ней антибиотиков, солей тяжелых металлов, патогенных микроорганизмов.
С 8 июля ввоз говядины из Украины разрешен только в тушах, полутушах и четвертинах без кости, что должно исключить "вероятность недостоверной сертификации указанной продукции".
С 16 июня запрещен ввоз картошки; официальная причина — ее заражение золотистой картофельной нематодой. Отдельных украинских предприятий коснулся запрет на поставки в РФ кукурузной крупы и лекарственного растительного сырья. На очереди — кондитерские изделия, в производстве которых используется уже запрещенное молоко, и лук.
Аналогичные меры приняты в отношении Молдовы: она также ограничена в поставках говядины, вин отдельных производителей, полностью под запретом плодоовощная продукция.
Партнеров попросят присоединиться
Несмотря на то, что у каждого пункта "торговой блокады" есть санитарно-эпидемиологическое или какое-либо иное обоснование, едва ли кто-то сомневается, что истинная причина того, что украинские и молдавские продукты вдруг резко испортились, — взятый этими странами прозападный курс.
Чтобы довести экономические санкции до логического конца, России нужно, чтобы к ним присоединились партнеры по Таможенному союзу. И давление на них уже идет. Как иначе расценить пресс-релиз Россельхознадзора от 29 июля, в котором сообщается, что главный государственный ветинспектор РБ Юрий Пивоварчик в телефонном разговоре с замглавы Россельхознадзора Евгением Непоклоновым обещал ужесточить контроль за украинской молочной продукцией и, возможно, присоединиться к ограничительным мерам РФ в отношении молока и мяса?
Российская сторона выразила "обеспокоенность в связи с существующей опасностью поставок в Россию бескостной говядины через Беларусь из Украины и Молдовы", и "Юрий Пивоварчик отметил, что Беларусь рассмотрит возможность присоединения к ограничительным мерам Россельхознадзора".
Департамент ветпроднадзора МСХП РБ о переговорах не сообщил ни слова. Постфактум уже представителю МИДа РБ пришлось уклончиво прокомментировать ситуацию, что "российская практика установления запретов на ввоз отдельных продуктов вроде молочных изделий украинского производства Беларусью будет рассматриваться исходя из экономической целесообразности и через призму международных обязательств РБ".
От свободы — к благоприятствованию
Однако призма этих обязательств как раз сейчас начинает играть новыми гранями. И продовольственные табу со стороны России — это только прелюдия к полномасштабному введению импортных пошлин на товары из "отбившихся от рук" стран.
Так, в отношении Грузии, тоже подписавшей договор об ассоциации с ЕС, Минэкономразвития РФ разработало проект постановления правительства о приостановке действия двустороннего соглашения о зоне свободной торговли.
В отношении Молдовы меры уже приняты. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 31 июля подписал постановление о введении импортных пошлин на ряд молдавских товаров в размере ставок единого таможенного тарифа Таможенного союза, применяемых при ввозе товаров из стран, в отношениях с которыми применяется режим наиболее благоприятствуемой нации.
Причина введения пошлин в документе указана прямо: подписание Молдовой соглашения об ассоциации с ЕС. В перечне товаров — мясо, овощи, фрукты, зерно, вино, сахар, в общем все то, чем живет Молдова. Документ опубликован и вступит в силу 1 сентября, то есть как раз с даты, когда Молдова сможет беспошлинно поставлять свою продукцию в ЕС.
Аналогичный документ составлен, но еще не подписан для Украины. В нем перечень подпадающих под пошлины товаров гораздо длиннее: от фруктов и подсолнечника до сыров и живых свиней, от мыла и маек до кирпичей и шин.
И если российские постановления заработают, то золотистая нематода, антибиотики и сорняки, скорее всего, чудесным образом исчезнут из украинских и молдавских продуктов. Но автоматически встанет вопрос о присоединении Беларуси к экономическим мерам. Например, под предлогом защиты от несанкционированного проникновения "неправильных" товаров в РФ через территорию РБ. Астана в этом смысле расположена чуть "счастливее": едва ли аргумент о контрабанде через казахстанскую территорию прозвучит убедительно.
Возможные варианты развития событий Киев и Минск не могут не учитывать в ходе переговоров об отмене тех же спецпошлин и лицензий. Формально это две совершенно разные истории, но фактически белорусско-украинский конфликт — лишь ручеек в бассейне полноводной реки российско-украинского, а шире — российско-европейского конфликта, связанного с подписанием бывшими советскими республиками соглашения об ассоциации с ЕС.
И неизвестно, обмелеет завтра этот ручеек или будет поглощен основным руслом.
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.