Олжас Сулейменов против АЭС пишет портал Ult.kz “Поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов выступил против строительства АЭС в Казахстане. По его мнению, этот проект противоречит идее “зеленой экономики””.
— Мы хотим провести выставку ЭКСПО-17 под девизом “Энергия будущего”, где будет говориться о развитии зеленой энергии, о безопасной для человечества энергии. В этой связи меня не особо радует идея строительства АЭС в Казахстане, — цитирует слова поэта издание, сказанные на круглом столе “Программа обновления земли и человека” в Алматы. — Не могу сейчас говорить за всех членов движения “Невада-Семей”, у каждого свое мнение. Но мы еще будем обсуждать этот вопрос и обязательно выскажем общее мнение.
Как сообщалось ранее, 30 сентября Россия и Казахстан подписали двустороннее соглашение о строительстве АЭС в нашей стране. По предварительным данным, она будет находиться между территорией бывшего Семейского ядерного полигона и городом Курчатовым близ озера Балхаш, — напоминает автор.
Известно, что все эти годы после закрытия полигона Сулейменов всячески поддерживал линию власти за что удостаивался различных почетных должностей и орденов. Также все знают, что решение о строительстве АЭС принято на самом высоком уровне. Интересно, почему поэт решил выступить против на этот раз и долго ли он будет отстаивать свою позицию?
Судя по всему, по другим более важным вопросам Сулейменов придерживается прежнего мнения. “Почему Олжас боится независимости казахов”, — задается вопросом журналист газеты “Туркестан”.
“Гражданин мира Олжас Сулейменов в своем интервью радио “Азаттык” заявляет, что опасается абсолютной независимости казахской земли. Мы не раз писали о том, что личность, покорившая мир болеет не за свою нацию, а за империалистов.
Олжеке не изменился. Он с сомнением смотрит на формирование казахов как нации, боится абсолютной их свободы. Если такие личности как он, боятся независимости собственного народа, то, у простого народа, тем более вера в будущее будет только уменьшаться. Безусловно, Олжас Сулейменов талантливый поэт. Но, человеку уже 80 лет, а он до сих пор считает русский язык родным, и не намерен отказываться от мысли, что казахи не могут сформировать самостоятельно государство. Почему он боится независимости собственного народа? И зачем вместо того, чтобы вселять веру в народ, он убивает в нем надежду? Вопросов много, а ответов — нет”, — с сожалением заканчивает автор.
Чтобы не быть голословными, приведем отрывок из интервью Олжаса Сулейменова радио Азаттык.
“Безусловно, поддерживаю. Это одна из моих давних идей — Евразийский союз. Я её высказывал даже раньше Назарбаева.Я считаю, что сближение с великой Россией — оно случилось не сегодня, оно давно уже, веками мы близки. Нас не разделить. Это как раз обеспечивает безопасность Казахстана. Если мы будем полностью независимы, тогда это большая опасность для Казахстана. Мы должны быть в союзе со своими давними соседями”, — говорит он отвечая на вопрос об Евразийском союзе.
На сайте kaztimes.com тем временем подвергли обструкции нового акима Восточно-Казахстанской области Даниала Ахметова, обвинив в том, что он решил оставить в тени Нового года праздник в честь Дня Независимости.
“До нового года еще полтора месяца, а в Усть-Каменогорске уже установили новогоднюю елку, как это понимать? Впереди День президента, праздник Независимости, но они остаются в тени Нового года. Все любят отмечать Новый год, хороший праздник. Но, готовиться сейчас нужно к одному из главных праздников страны — Дню Независимости. Однако, в Усть-Каменогорске одними из первых в стране установили новогоднюю елку, позабыв о празднике Независимости. Куда смотрит аким области Даниал Ахметов? К нашему городу присоединились Костанай, Караганда, Петропавловск. Между тем, с 2012 года в Южно-Казахстанской области стало традицией ставить елки после Дня Независимости. Но получается, также сделать новому акиму ВКО, слабо?”, — завершает заметку вопросом автор.
Заметим, что накануне 16 декабря эта тема в казахских изданиях стала традиционной. Из года в год наши коллеги пишут о том, что часто за новогодними приготовлениями народ забывает о главном для страны празднике. Ну, не стал этот день всенародным праздником и в этом не стоит винить, наверное, отдельно взятого акима. К тому же, в самом обществе давно спорят: может ли быть день трагедии праздником? Так что не все однозначно.
Между тем, о личностях пишут и на сайте радио Азаттык в материале “Қазақ элитасы туралы кітапта ешкімнің есімі аталмайды” (В книге о казахской элите не упоминаются имена).
“В вышедшей недавно книге “Упавший поднимется сам”, написанной банкиром Нуртаем Иркегуловым, рассказывается о ключевых событиях 1990-х годов. Почему автор не смог назвать главных героев по именам? Непрофессиональный писатель уверен, что читатели узнают их сами”, — пишет журналист во вступлении к интервью с автором книги.
“В советское время я работал в районном и городском комитете комсомола, на государственной службе, в аппарате правительства. В 1997 году переехал в Астану, добился определенных успехов. После сокращений, когда правительство во главе с Балгимбаевым ушло в отставку, я ушел с государственной службы. Если честно, устал. Меня пригласили работать в банк, и я вот уже 15 лет работаю в банке”, — рассказывает автор в начале о себе.
Затем собственно о книге. “В своем романе я не стремился описать и раскрыть каких-то людей, и не ставил задачу превратиться в “чемодан компроматов”. Мы все знакомы с тем, что написано в романе. Мой роман — это кусок истории, который сильно нас всех задевает. Не важно, кто ты. Министр, банкир, таксист — все они жили в этой стране и прошли через это. Я критиковал оппозицию, потому что она у нас оголтелая. Оппозиция должна противостоять и уметь это делать”.
Под напором вопросов журналиста автор книги, далее говорит более конкретно о своем произведении.
“Прототипом был зять президента страны — Рахат Алиев. Хотя я лично с ним не знаком, сужу по материалам в прессе, по слухам, по разговорам. Я писал роман в начале 90-х, когда он был силен. И я понимал, что в Казахстане книга выйти не может. Я переделал ее, издал в Москве, сейчас вернул роман в Казахстан. Прототип Батыра — абсолютно собирательный образ. Это тот идеал, которого я себе придумал. И Жаке — собирательный образ. У нас в стране есть термин “агашки”. Есть плохие, корыстные агашки, есть агашки, которые помогают стране, родственникам. Жаке верил в часть народа, на которую можно было опираться. Его мнение ошибочное. Трайбализм— это беда, которая ведет к тупиковому развитию общества”.
“Вы негативно пишете об окружении президента страны, но ни слова о самом президенте. Он в вашем романе представлен белым и пушистым. И книгу издали в Казахстане после бегства Рахата Алиева. Почему?”, — снова задает ему вопрос журналист.
“Во-первых, я реально боялся Рахата Алиева. Кстати говоря, почему я начал издавать роман здесь? Прошли годы, люди стали смелее, появился Интернет. А президента критиковать можно, сидя у себя в кресле. Тут я больше всего не эту цель ставил, а цель подумать о будущем, и будущее зависит от президента. Я знаю, он способен при желании создать светлое будущее. Возможно, я показал положительные стороны, не отмечая его недостатки”, — признается автор.
К слову, о президенте, только о будущем, пишет актюбинская газета “Қазақия” в заметке “Келесі Президент кім болады?” (Кто станет следующим президентом). Об этом говорить должно быть стыдно, при живом-то елбасы, убеждены в издании.
“В последнее время вопрос о том, кто станет следующим главой государства часто задается в социальных сетях, а его призрак бродит в обществе. На этот вопрос можно было ответить просто: что им станет нынешний президент. Ведь и так все понятно, елбасы пока не собирается уходить. Честно говоря, некоторые рейтинги, где среди известных личностей ищут будущего главу государства, вызывают только улыбку”, — считает автор.
По его словам, некоторые уже сегодня начинают угождать чиновникам, “метящим” в будущего президента. “Это просто трагикомедия! Стыдно просто! Сначала прочтите внимательно Конституцию, следующий президент не будет наделен такими полномочиями, как нынешний. Больше власти будет иметь парламент. И будет установлено равноправие между ветвями властей. Поэтому, давайте прекратим все эти разговоры, что тот или этот чиновник может стать следующим президентом”, — призывает он.
На сайте Камшы.кз в материале “Головкин қай ұлттың шапанын киіп жүр?” озаботились чапаном, в котором выходит после своих очередных побед знаменитый боксер Геннадий Головкин. По мнению автора заметки, он не совсем казахский.
“Сегодня Геннадий стал нашей национальной гордостью. Каждая его победа — очередная реклама Казахстана на международной арене. Радует, что он высоко несет флаг нашей страны. Европа стала узнавать Казахстан не через образ Бората, а через реальный образ крепкого, как сталь бойца. И мы благодарны ему за это. Молодец, Гена! Но разговор о другом. Мы никак не можем понять, в каком чапане выходит спортсмен после очередной своей победы. Каждый раз, видя на его плечах чапан, схожий по форме с казахским, мы замечаем, что пошив другой и узоры, украшающие чапан, далеко не казахские. Мы так и не смогли понять, чей национальный чапан одевает Геннадий, но он явно не казахский. Болельщики спортсмена по этому поводу даже дискутировали в социальной сети Вконтакте”, — пишет автор.
Далее в заметке приводятся мнения пользователей соцсети. “Друзья, как смотрите на то, чтобы сделать подарок нашему чемпиону? Давайте, подарим ему настоящий казахский национальный чапан. Соберем, кто сколько сможет, купим и отправим Гене”.
“Надо довести до “Самрук-Казына” или Бахтияру Артаеву и Мехметову Айдару сказать, что узоры на чапане не казахские. Этот чапан должны подарить не должностные лица, а простые болельщики!”.
“Большинство комментаторов хочет, чтобы Гена выходил на ринг в национальной одежде, и лишь малая часть за то, чтобы он продолжал носить этот чапан. Действительно, чей это чапан, наш или братьев-узбеков. Однако, кто и когда и при каких обстоятельствах покрыл им плечи Гены, неизвестно”, — заключает автор.
От себя добавим — все нашим казахам не в радость. То чапан не тот, то фамилии чемпионов не те…
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.