Недавно портал Abai.kz опубликовал обращение профессора Евразийского национального университета имени Гумилева Досая Кенжетаева, в нем теолог просит обратить внимание на судьбу мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи. Он опасается, что его могут уничтожить религиозные фанатики.
По словам Кенжетаева, это могут сделать последователи ваххабитов, которые распространяют свои идеи несмотря на официальный запрет. Он также считает, что именно поддавшись их призывам, казахстанцы воюют в Сирии.
"Сейчас среди казахской молодежи, которая отравлена ваххабитским познанием, идет кампания по разъяснению, что "чистый ислам" придет в Казахстан после разрушения "могилы Яссауи". За этим тоже можно увидеть ваххабитскую тенденцию. Потому что ваххабисты принимают суфизм за ересь", — пишет ученый.
В своем письме Кенжетаев обратил внимание на видео, которое распространяется через соцсети. В нем рассказывается, что "Шайтан, сбивает человека с истинного пути, и главное оружие здесь великое многобожие". Все это сопровождается картинкой горящего мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи.
Профессор подчеркнул, что сейчас среди определенной части казахстанской молодежи под воздействием ваххабитских сил прослеживается попытка представить суфизм и Ходжи Ахмеда Яссауи как "оппозицию Исламу", что в корне неверно.
Он выразил опасение, что последователи идеи "чистого Ислама" могут взорвать религиозный мир и стабильность в Казахстане. Их призывы способны привести к вандализму.
Учредитель ресурса Abai.kz Айдос Сарым говорит, что принял решение опубликовать письмо в связи с чрезвычайной актуальностью затронутой темы, так как речь идет не только о сохранности многовекового памятника, но и о государственной безопасности из-за распространения в Казахстане радикальных призывов и идей.
"Это не первый такой призыв, в свое время в Алматинской области предпринимались попытки уничтожить знаменитое Пещерное дерево, за ними стояли салафиты. Сейчас активизировались различные ваххабитские течения, которые пытаются делать упор на правильное соблюдение обрядов, разрушить некоторые присущие казахскому народу обряды, привнести лишь арабское видение религиозных праздников и систему ценностей. В понимании людей, которые проповедуют такие радикальные подходы, вообще нельзя никого, кроме Бога возвеличивать, строить памятники и придавать особый статус великим людям, даже просветителям и носителям самой исламский идеи. По сути, это тоже самое, что сейчас делают последователи Исламского государства, которые уничтожают памятники в Ираке, взрывают мечети и гробницы. Есть люди, которые хотят сделать тоже самое в Казахстане.
Я даже знаю известных граждан нашей страны, которые поддавшись влиянию таких течений, сравняли с землей могилы своих родителей, разрушили надгробия. Здесь работают давно опробованные технологии вербовки. И власть тоже должна об этом знать”, — пояснил Сарым.
В свою очередь профессор Института мировой экономики и политики при президенте РК, Валихан Тулешов разъясняет, что развитие ислама в степи шло по двум направлениям: укоренения суннитства ханафитского масхаба и развития казахского суфизма как религиозно-мировоззренческой философии самих степняков.
“Если мы сохраним суфийскую традицию Ислама в Казахстане, то значит, сохраним традиции переработанного в степи "казахского" ислама. Надо не допустить не только разрушения мечети Ходжи Ахмета Ясауи, но сохранить суфийское направление Ислама в Казахстане. К сожалению, угрозы мавзолею становятся реальными, поскольку часть нашей молодежи воспитывалась в "арабских", а не "казахских" традициях ислама. И они могут под знаком очищения ислама погубить казахскую интерпретацию мусульманской практики”, — считает он.
Между тем, о “суфиях”, которые околачиваются возле Мавзолея не так давно писал тот же портал abai.kz Некие женщины-паломницы прислали письмо в редакцию, в котором обращались к председателю КНБ и генеральному прокурору. В своем обращении они пишут о том, что им пришлось столкнуться с религиозными сектантами в Туркестане.
“После посещения мавзолея Яссауи, один имам посоветовал нам съездить в мемориал Укаша-ата, который находится в 60 километрах. Там встретили муллу, который настоял, чтобы мы остались ночевать. Мы согласились. Днем ходили к колодцу неподалеку за водой, там сидели мужчины, которые собирали пожертвования от паломников. Но почему-то они их не оставили в специальном сейфе, а когда людей почти не стало, высыпали в ткань деньги и унесли, наверное, там было 500 тысяч тенге”, — рассказали они.
По их словам, вечером мололые муллы стали что-то курить, похожее на кокнар или марихуану.
“Глаза у них покраснели, затем они начали совершать зикр, как это делается с криками. Послали за нами какого-то мальчика. Мы пришли, а они на нас стали кричать: садитесь, и тоже делайте зикр, он изгонит из вас шайтана. Мы от страха, сели в передней комнате мечети. Другие паломники тоже были удивлены и напуганы. Откровенно говоря, вид у них был устрашающий и внушал ужас. Они кричали, закатывали глаза, топали ногами. Что это за течение или секта? ”.
По их словам, обращения к директору Мавзолея ни к чему не привели и они вынуждены были написать письмо руководителям соответствующих органов.
Читатели и защитники суфизма, наверняка, помнят громкий процесс по делу Максуда Исматуллы и профессора Саята Ибраева, которые стали известны как лидеры казахстанских суфиев яссауистского толка. Первому удалось бежать в Пакистан, откуда он прибыл, а второй осужден на 12 лет за экстремизм. Дело получило большой общественный резонанс — многие посчитали этот процесс несправедливым, а Ибраева даже назвали узником совести.
Известно также, что они попали в опалу, после того, как один из имамов ДУМК (Духовное управление мусульман Казахстана) пожаловался президенту на их деятельность.
Получается, в Казахстане “правильными” становятся те религиозные течения, представители, которых оказываются ближе к тем, кто принимает высокие решения? Иначе как объяснить, что одно время за суфизм преследовали, а теперь он стал “исламом степняков”.
Известные люди, о которых говорит Айдос Сарым в своем комментарии, действительно, существуют. И не секрет, что отдельные представители элиты оказывают поддержку различным исламским течениям. К примеру, говорят, что известный деятель культуры и экс-депутат мажилиса Бекболат Тлеухан поддерживает ваххабизм. А сын бывшего руководителя администрации президента Аслана Мусина — Аслбек, относит себя к коранитам. По некоторой информации, у каждой группы последователей того или иного течения есть собственные медиа-ресурсы, или оказывающие им поддержку. Кстати, неудивительно и то, что их сторонники есть и среди руководителей казахских СМИ.
В этом свете очередную жалобу на ваххабитов приходится рассматривать с точки зрения “религиозных войн”, которую ведут между собой сторонники тех или иных течений. Кто на этот раз окажется правым и победителем?
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.