Telegram: Владимир Путин определяет правила игры для Казахстана и других прикаспийских стран

В конце октября Ричард Хоугланд, помощник госсекретаря США по южно-азиатским и центрально-азиатским делам, посетил казахскую столицу Астану и заявил, что США твердо поддерживают казахскую независимость и территориальную целостность, но все знают, кто является боссом в регионе. Это - Россия

 

казахская независимость

Издание Telegram опубликовало статью под названием “Putin eyeing rival pipelines” — “Путин присматривается к конкурирующим трубопроводам”.

В ней говорится так: “Российский политик Владимир Жириновский является языкастым, поэтому то, что он ранее в этом году сказал, что Россия должна просто аннексировать те части соседнего Казахстана, где имеется многочисленное русское население, при обычной обстановке не должно было бы вызвать переполох.

Но ультранационалистический лидер Либерально-демократической партии на самом деле напугал казахов, потому что идет игра серьезней обычного.

Казахский президент Нурсултан Назарбаев, пришедший к власти еще до получения Казахстаном своей государственной независимости от бывшего Советского Союза в 1991 году, оказался настолько встревожен, что откровенно выразил сомнение в том, следует ли Казахстану присоединиться к Евразийскому экономическому союзу (ЕврАзЭС) Москвы при его запуске в январе следующего года.

“Казахстан не будет в составе организаций, представляющих угрозу независимости страны”, — сказал он в августе.

ЕврАзЭС является той же самой организацией, против вступления в которую украинцы восстали в прошлом году, когда их промосковский бывший президент Виктор Янукович отказался от планов по установлению более тесных связей с Европейским Союзом (ЕС). Но Казахстан при Назарбаеве всегда находился в хороших отношениях с Россией, так что российский правитель Владимир Путин незамедлительно щелкнул кнутом.

“Казахстан (исторически) никогда не имел государственности”, — сказал Путин. Мол, Назарбаев просто “создал” страну. Здесь кроется прозрачный намек на то, что это была искусственная конструкция, которая может, если ветер переменится, быть просто демонтирована снова.

В условиях, когда в Восточной Украине находятся российские военнослужащие, отправившиеся туда, взяв “отпуск” по основному месту службы, и прихватившие с собой свою бронетехнику и артиллерию, это была завуалированная угроза, которую Казахстан должен был принимать всерьез.

На самом деле казахское государство существовало. Почти вся территория нынешней страны и значительные части соседних стран с XV века до XVIII века находились под властью Казахского ханства – традиционной формы государства у говорящих на тюркских языках исламских народов Центральной Азии.

Причина того, почему же оно так и не превратилась в современное государство, заключается в том, что вся эта территория была завоевана и колонизирована Российской империей.

Россия все также является единственной великой державой, по отношению к которой центрально-азиатские страны расположены в пределах легкой досягаемости, и она дала почувствовать свое недовольство Назарбаевым посредством проведения военных учений вблизи границ с Казахстаном в начале сентября. Но Путин не просто восстанавливал порядок в стране, которая, как ожидается, станет членом ЕврАзЭС, его любимого интеграционного проекта для конкурирования с ЕС.

Стратегическая цель Путина заключается в контролировании нефтегазового трафика через континентально-замкнутое Каспийское море. Меньше всего Москве нужна ведущая к снижению цен конкуренция со стороны центрально-азиатских производителей на ее европейских рынках.

Россия, раскинувшаяся у северной части Каспийского моря, и Иран, находящийся у его южной части, располагают своими трубопроводами для доставки нефти на рынки. Азербайджан, расположенный на западном побережье этого крупнейшего в мире замкнутого водоема, проложил через Грузию в Турцию трубопроводы, один из которых достигает Средиземного моря, так что Россия не может контролировать его экспорт. Но Москва по-прежнему жесткой хваткой держит крупных производителей нефти и газа на восточной стороне моря — Казахстан и Туркменистан.

Ни та, ни другая из этих бывших советских республик не может избежать контроля Москвы, пока она не окажется в состоянии доставлять свою нефтегазовую продукцию с использованием трубопроводов по дну Каспия в Азербайджан, а оттуда к Средиземному морю. Поэтому Путин в течение многих лет пытается наложить российское вето на всякий такой трубопровод. Он почти добивается своего”.

Тут имеется в виду вот что. На состоявшемся в конце сентября в Астрахани саммите глав прикаспийских государств была достигнута договоренность о принятии Конвенции о правовом статусе Каспия на следующей такой встрече на высшем уровне, которая должна состояться в 2015 году в Казахстане. Но значит ли это то, что Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркменистан достигли наконец-то консенсуса по такому вопросу?!

В вышеназванной статье в этой связи утверждается следующее: “После состоявшегося в конце сентября в Астрахани саммита лидеров пяти стран это является практически решенным вопросом, хотя окончательное соглашение не будет подписано до 2016 года. В конце октября Ричард Хоугланд, помощник госсекретаря США по южно-азиатским и центрально-азиатским делам, посетил казахскую столицу Астану и заявил, что США твердо поддерживают казахскую независимость и территориальную целостность, но все знают, кто является боссом в регионе.

Однако недопущение казахской и туркменской конкуренции на европейские газовые и нефтяные рынки особо не поможет Москве, если поведение Путина на западных границах России продолжит пугать европейцев. Казахи и туркмены будут бороться с тем, чтобы сократить свою зависимость от России по газу и нефти настолько быстро, насколько им удастся, а использующие фрекинг (один из методов интенсификации работы нефтяных и газовых скважин и увеличения приемистости нагнетательных скважин) американцы, с их стремительным ростом производства, будут более чем счастливы помочь”.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.