Пакистанская газета Daily Times опубликовала переданный из Кабула репортаж под названием “TAPI project likely to be launched in two months” — “Проект ТАПИ, вероятно, будет запущен в течение двух месяцев”.
В нем говорится так: “Афганский министр горнорудной и нефтяной промышленности Дауд Шах Саба заявил, что официальный запуск проекта газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан — Индия (ТАПИ) ожидается в течение двух месяцев. В ходе беседы с журналистами в Кабуле он сказал, что на совещании по вопросу TAPI в Исламабаде было принято решение о том, что лидер консорциума будет окончательно определен в ближайшее время с тем, чтобы незамедлительно начать проект. Он сказал, что следующая встреча руководящего комитета состоится в Кабуле. Предлагаемый проект почти 1800-километрового трубопровода стоимостью порядка 10 миллиардов долларов имеет целью экспортирование до 33 миллиардов кубометров природного газа в год и интеграцию экономик четырех партнерских стран.
Другая пакистанская газета Express Tribune опубликовала переданную из Исламабада статью под названием “Pipeline of opportunities: 'TAPI will bring Kabul, Islamabad, Delhi closer’” — “Трубопровод возможностей: “ТАПИ сблизит Кабул, Исламабад и Дели”.
В ней излагается следующее: “Проект газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан — Индия (ТАПИ) значительно сблизит Афганистан, Пакистан и Индию, полагает доктор Дауд Саба, министр горнорудной и нефтяной промышленности Афганистана.
“Я считаю, что ТАПИ является трубопроводом возможностей. Проект представляет собой важный фактор для укрепления мира и стабильности в регионе и активизации сотрудничества между странами-участницами”, — сказал он корреспонденту газеты Express Tribune в Исламабаде в воскресенье. — Я уверен, что TAPI заложит основу для теплых отношений между Пакистаном, Афганистаном и Индией”.
Афганский министр попытался приуменьшить серьезность связанной с вопросами безопасности озабоченности в отношении проекта ТАПИ. “Нет сомнений в том, что безопасность является проблемой в Афганистане. Но есть [в стране] и твердая решимость справиться с этой проблемой”, — заявил он.
“Маршрут нефтепровода, вдоль автострады Герат-Кандагар, также пролегает по безопасному и спокойному району, — добавил он. — Тысячи автомобилей, груженных пассажирами и товарами, используют автодорогу, и мы не имели никаких проблем на этом маршруте”.
Доктор Саба также сказал, у афганских властей имеются планы по обеспечению безопасности крупных проектов в стране, многие из которых были реализованы в прошлом. “Мы будем располагать схожей моделью безопасности для TAPI. С помощью афганского народа мы обеспечим безопасность для этого проекта”, — заявил он”.
Газопровод ТАПИ стоимостью в 10 миллиардов долларов, как ожидается, будет завершен в 2017 году и предназначен для транспортировки 33 миллиардов кубометров газа, которые будут прокачиваться из Туркменистана, в том числе: 5 миллиардов – в Афганистан, 14 миллиардов — в Пакистан, 14 миллиардов — в Индию.
Почти 20 лет тому назад строить такой газопровод бралась аргентинская фирма Bridas. Тогда его стоимость оценивалась в 4 раза меньшую, чем теперь, сумму — 2,5 миллиарда долларов. Но до реализации проекта тогда дело так и не дошло. В Афганистане к власти пришло движение Талибан. И проект так и остался дальше ждать своего часа.
Теперь история, похоже, повторяется. К строительству газопровода предполагается приступить в первый же год после ухода из Афганистана основных сил воинского контингента США и его союзников по НАТО. И начать практическую реализацию этого проекта планируется в такое время, когда движение Талибан, чей режим был свергнут американцами и их партнерами в 2001 году, снова набирает силу и может попытаться вернуть себе власть в стране.
Насколько серьезны возможности нынешних афганских властей в вопросе обеспечения безопасности для ТАПИ?
Издание PakTribune.com опубликовало материал под названием “Overview of Af-Pak region” — “Обзор афганско-пакистанского региона”.
В нем говорится следующее: “Ситуация в Афганистане быстро меняется в течение последних нескольких месяцев…
С уходом Международных сил содействия безопасности (International Security Assistance Force — ISAF) бремя обеспечения безопасности афганского государства легло на плечи в значительной части состоящих из не пуштунов афганских сил безопасности. Присущие афганской национальной армии и полиции недостатки часто обсуждаются в деталях. То, что афганские силы безопасности состоят в значительной мере из таджиков и узбеков, нашло отражение в проблемах дисциплины, крупномасштабных дезертирствах, наркомании, коррупции и недостатке воли сражаться. Являющиеся этническим большинством пуштуны негусто представлены в их составе”.
То есть получается, что расклад сил примерно такой же, какой он был в 1996 году, когда еще до укрепления власти движения Талибан в Кабуле фирма Bridas пыталась начать строительство ТАПИ. Тогда, как и теперь, большинство людей с оружием в составе войск кабульского режима составляли таджики и представители других нацменьшинств, а в рядах талибов – пуштуны.
А раз так, то перспективы реализации проекта ТАПИ все еще, кажется, остаются под вопросом.
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.