Адам Хил: Афганистан может стать экспортером уникальной продукции

Афганистан может экспортировать более 200 видов продукции в Центрально-Азиатский регион: энергоносители, цветные металлы, ковровую продукцию. Но при этом в стране существует торговый дефицит и импорт значительно превосходит экспорт

Алматы. 16 марта. КазТАГ – Мадина Алимханова. Афганистан может экспортировать более 200 видов продукции в Центрально-Азиатский регион: энергоносители, цветные металлы, ковровую продукцию. Но при этом в стране существует торговый дефицит и импорт значительно превосходит экспорт.

Чтобы изменить ситуацию и в полной мере использовать имеющийся потенциал, недостаточно только развивать малый и средний бизнес, необходимо устранить тарифные барьеры, упростить пограничные и таможенные процедуры и расширить транзитные соглашения с другими странами, считает эксперт подразделения торговли и инвестиций Экономической и социальной комиссии ООН по Азии и Тихому океану (ЭСКАТО) Адам Хил.

Адам Хил интервью

— Как Вы оцениваете торговый потенциал Афганистана и какова ситуация в этой сфере сейчас?

— Афганистан переживает очень важный период экономической и политической трансформации. Очень важны аспекты экономической и торговой интеграции. Это может быть очень важно для любой долгосрочной стратегии развития.

Афганистан сталкивается с хорошими перспективами роста. Будущий рост, однако, будет сложно обеспечивать, во-первых, потому что происходит вывод международных сил безопасности, сокращается донорская помощь, которая поступает в Афганистан. Следовательно, крайне важно, чтобы Афганистан действительно ухватился за возможности, существующие в рамках региональной интеграции и торговли.

На этот момент Афганистан имеет торговый дефицит, а торговля в основном сфокусирована на нескольких торговых партнерах, следовательно, есть необходимость дальнейшей диверсификации возможностей, в частности, в торговле энергоносителями, приграничной, транзитной торговле и т. д.

Прогнозы развития торговой сферы Афганистана делать очень сложно, потому что она очень сильно зависит от внешнего окружения, а мировая экономика все еще нестабильна после прошедшего финансового кризиса. Некоторые страны до сих пор испытывают его последствия, что выражается в ценах на товары. Поэтому сложно говорить о том, как будет развиваться экспорт товаров из Афганистана. Но думаю, что, вне зависимости от внешней ситуации, если Афганистан будет развивать производство и повышать конкурентоспособность, он сможет использовать благоприятные возможности для экспорта, когда они появятся.

— Почему на сегодняшний день объем торговли и экономической интеграции Афганистана так низок?

— Тарифная политика может являться достаточно значительным препятствием в торговле. Если мы посмотрим средние тарифы, мы увидим, что между Афганистаном и Центральной Азией разница в тарифах достаточно низкая, так что это не является препятствием. А между Афганистаном и Узбекистаном разница в тарифах составляет примерно 10%. Однако некоторые продукты, которые больше всего экспортируются из Афганистана, в Центральной Азии потом продаются по более высоким ценам и облагаются более высокими налоговыми пошлинами. В частности, это хлопок, ковровая продукция, фрукты. В будущем будет важно, чтобы правительства стран в регионе улучшили взаимодействие и сократили тарифную разницу между странами.

— Это одна из основных, но ведь не единственная проблема?

— Есть еще нетарифные препятствия. Это, в частности, технические барьеры или санитарные и фитосанитарные стандарты. Эти препятствия оказывают даже большее воздействие, чем препятствия тарифного характера. Например, фитосанитарные и стандарты СЭС особенно неблагоприятны для развивающихся стран.

Афганистан — менее развитая страна, чем страны Центральной Азии, и соответственно ее производители обладают меньшими возможностями для обеспечения соблюдения санитарных норм, которые требуются странам Центральной Азии. Это может представлять особенно большую проблему в аграрном секторе. Существуют определенные свидетельства тому, что афганские сельхозпродукты с трудом соблюдают санитарные стандарты. Бывает, что они застревают на границе из-за того, что у них недостаточно хороший санитарный режим инспектирования экспортируемых товаров. Это очень большой ущерб наносит скоропортящимся продуктам, таким как фрукты и овощи.

Исследование Азиатского банка развития (АБР) выявило очень большие проблемы с внедрением фитосанитарных и санитарных систем общего пользования в странах ЦАРЭС из-за того, что у них есть разница в стандартах СЭС и фитосанитарных стандартах, в частности, потому, что эти стандарты не основаны на лучших практиках и практике избежания риска. Исследование АБР выявило, что необходимо гармонизировать санитарные стандарты по всем пунктам пропускного пограничного контроля со стандартами ВТО.

Вообще очень важно провести совместное исследование среди коммерческих предприятий Афганистана и Центральной Азии о том, какие именно нетарифные препятствия являются значительными барьерами для торговли. Это достаточно крупные исследования, которые помогут улучшить мероприятия по снижению нетарифных препятствий и режим трансграничной торговли.

— Допустим, тарифные и нетарифные препятствия устранены. Будет ли у Афганистана достаточно широкий спектр товаров, которые можно экспортировать?

— Экспорт Афганистана и стран Центральной Азии зависит от нескольких товарных наименований, которые, как правило, имеют низкую добавленную стоимость. Индекс концентрации товарных наименований очень высок как в Центральной Азии, так и в Афганистане и в среднем в странах с развивающейся экономикой.

При этом лейтмотивом любой экономической стратегии — как развития торговли, так и промышленности — является диверсификация. Очень важно предоставлять налоговые и другие стратегические льготы для развития иностранных инвестиций и местных производств. Очень важно, чтобы правительство и местные предприниматели четко представляли себе, какого рода бизнес будет процветать на основании потребностей своей страны и на основании потребностей окружающих стран.

Экспортная диверсификация связана с более высоким ростом ВВП и меньшей степенью конкуренции на внешних рынках, так как страны производят уникальную продукцию. В подходе к тому, как экономика может обеспечить свою диверсификацию, очень важно отмечать, что диверсификация в новые отрасли экономики не происходит случайно. Страны могут диверсифицировать свою экономику в тех или иных секторах, если это связано с их существующей производственной базой, при помощи комбинации продуктов.

Другими словами, диверсификация наполовину зависит от существующих производственных возможностей страны. Страна может производить один продукт, а затем – другой продукт, и можно понять связи между этими продуктами с точки зрения глобального производства. Например, если страна производит майки, вместе с майками она может производить и брюки.

— И какие же товары Афганистан сможет экспортировать после успешной диверсификации?

— Если рассматривать, какие продукты могут иметь экспортный потенциал, мы (ЭСКАТО — КазТАГ) берем глобальную карту продуктов и смотрим, какие продукты тесно связаны с существующей производственной структурой страны. Очень важно отмечать, что диверсификация является важной сама по себе, но страны также должны диверсифицироваться в продукты, которые являются более сложными. Комплексная продукция определяется так, как та, которая производится в странах с более высокодоходными экономиками. Она должна включать в себя более сложные технологические возможности производства.

С использованием этой методологии анализ ЭСКАТО выявил возможности для Афганистана по 220 видам продуктов. Это продукты, которые Афганистан потенциально может производить на основании того, что он сейчас производит, и продукты, которые имеют несколько более высокую сложность производства по сравнению с теми, что производятся сейчас.

Это может быть потенциальная дорожная карта, которая выявит те продукты, которые Афганистан сможет производить на основании текущих возможностей. И это позволит диверсифицировать экономику страны в те отрасли, которые обеспечат более высокую добавленную стоимость. Текстиль, цветные металлы, пластик – это как раз сферы с более высокой добавленной стоимостью. Конкретные продукты включают в себя, например, перчатки, куртки, пальто, верхнюю одежду, крупы, хлопья для завтраков.

Эта идентификация продуктов основана на текущем производстве, как это охватывается экспортной статистикой. (…) Однако эти параметры не всегда являются четким отображением текущих производственных возможностей. Также есть отрасли промышленности, которые могут иметь высокий потенциал, например, производство минералов в Афганистане, однако эти отрасли имеют очень низкое производство и не имеют пока возможность экспорта.

— Одним из основных экспортных товаров в Афганистане являются полезные ископаемые. Если будет развиваться именно эта сфера, не сделает ли это афганскую экономику сырьевой?

— В настоящее время добыча полезных ископаемых составляет очень небольшую часть ВВП Афганистана, потому что многие инвестиционные проекты в этой сфере еще не работают в полной мере. Совершенно очевидно, что у Афганистана есть большой потенциал в экспорте полезных ископаемых, но как мы видим на примере других стран, сильно зависящих от экспорта определенных товаров, это может иметь серьезные экономические последствия.

Поэтому мы бы посоветовали Афганистану, параллельно с добычей природных ископаемых, диверсифицировать экономику и в другие сектора. По нашему мнению, у Афганистана есть хороший потенциал в целом ряде секторов, включая, например, производство одежды, сельское хозяйство, производство продуктов питания и т. д.

Однако все предлагаемые продукты должны быть проверены в отношении реальности их производства в Афганистане. Следовательно, это только отправная точка для будущего анализа. Мы надеемся, что, если к этому будет достаточный интерес, можно далее доработать этот список продукции и выработать конкретные стратегические меры, которые афганское правительство могло бы предпринять для того, чтобы развивать процесс диверсификации в некоторых выявленных отраслях экономики.

— Главным торговым партнером Афганистана является Пакистан. С чем это связано и не будет ли расширение афганского экспорта означать лишь увеличение товарооборота между этими двумя странами?

— Думаю, что основная причина того, что основным торговым партнером Афганистана является Пакистан, это – географическое расположение и логистика. У Пакистана есть выход к морю, таким образом можно доставлять афганские товары к морским портам через Пакистан. Кроме того, пути доставки афганских товаров другим торговым партнерам недостаточно развиты, что затрудняет их экспорт в Азию и другие страны.

То, что он является крупнейшим партнером Афганистана – это естественное следствие его географического положения. Транзит товаров через Пакистан крайне важен для афганского бизнеса и потому очень важно работать над улучшением соглашений о транзите, чтобы товары и люди могли свободнее перемещаться из Афганистана в Пакистан, к морским портам и оттуда выходить на более широкие рынки.

Так, например, Индия может стать одним из важных партнеров. Одна из проблем, с которой сталкивается Афганистан, – смогут ли фуры из Индии через Пакистан прибыть в Афганистан, а афганские – через Пакистан в Индию. Так что соединить Афганистан с индийским рынком очень важно, поскольку Индия – это большой рынок с большим торговым потенциалом. Поэтому вопросы транзита должны быть решены.

На сегодняшний день между Афганистаном и Пакистаном существует соглашение об открытом транзите, и в действительности Афганистан также представляет собой транзитный коридор. Можно было бы расширить это соглашение, включив в него Таджикистан и другие страны региона. Существует не только приграничная, но и трансграничная широкомасштабная торговля, в частности, газовые трубопроводы и другие энергосети. Если их развивать, это, конечно, даст дополнительный толчок к развитию Афганистана, так же, как и развитие малого и среднего бизнеса.

Всемирный банк поместил Афганистан на 183-е место среди 189 стран по легкости осуществления предпринимательской деятельности. Что это означает? Это значит, что для того, чтобы страна развивалась, необходимо улучшать развитие малого бизнеса, очень важно уделять достаточное внимание увеличению участия частного сектора в расширении регионального сотрудничества.

Определенную роль могут сыграть женщины-предприниматели. Это требует определенной поддержки. Приграничное сотрудничество между малыми предпринимателями, к сожалению, кажется достаточно слабым, однако развитие женского предпринимательства могло бы способствовать развитию предпринимательства и приграничной торговли.

— Как насчет торговли со странами Центральной Азии?

— Текущие торговые связи с Центральной Азией достаточно слабые, по крайней мере, с точки зрения Центральной Азии как пункта назначения для экспорта. Экспорт из Афганистана в страны Центральной Азии занимает достаточно небольшую долю от общего объема экспорта Афганистана. По контрасту, импорт из Центральной Азии — гораздо более значительный и составляет, по крайней мере, четверть общего импорта Афганистана. Энергоносители – нефть, газ и другие – занимают значительную долю.

Приграничная мелкая торговля часто не учитывается. Как правило, это очень важный аспект взаимодействия между Афганистаном и Центральной Азией. Приграничная торговля включает в себя продажу сельхозпродукции, товаров местного производства или перепродажу потребительских товаров в мелком масштабе. Приграничная торговля играет важную роль для населения, проживающего вдоль границ.

Однако исследование Всемирного банка выявило, что приграничная торговля с Узбекистаном и Таджикистаном проходит в основном через два КПП. Приграничная торговля остается ограниченной из-за препятствий в отношении свободного перемещения людей и товаров.

Одна из проблем, с которыми сейчас сталкивается Афганистан, — это задержки на приграничных пунктах пропуска. Они возникают из-за бумажной волокиты, проверки груза и т. д. В частности, это та сфера, где можно было бы сфокусировать будущие усилия, для того чтобы обеспечить оптимизацию этих потоков.

— Каким образом?

— Как Афганистан, так и его партнеры должны работать над улучшением процедур пересечения границы, информировать, внедрять лучшие технологии, таможенные процедуры, чтобы товары могли легче пересекать границу. Необходимо облегчить пересечение границы на транспортном средстве с малым количеством товара, или, например, снять визовые требования для приграничной торговли. Таким образом, многие торговцы могли бы открыто демонстрировать, что они везут, и это могло бы вывести их в официальный сектор и дать лучшую перспективу для текущих торговых потоков.

— Если пограничные и таможенные процедуры в Афганистане будут упрощены, не увеличит ли это объем наркотрафика и незаконного оборота оружия?

— Если упростить процедуру пересечения границы для добропорядочных граждан, которые везут небольшое количество товара, например, выращенной ими сельскохозяйственной продукции, тогда таможенные органы смогут больше времени уделять пресечению незаконной деятельности и тратить меньше времени на проверку мелких торговцев, ежедневно вывозящих небольшие объемы продукции за границу. Так что упрощение таможенных процедур позволит более эффективно бороться с незаконной деятельностью.

— По некоторым данным, наркоторговля составляет 15% экономики Афганистана, а в производстве опия в Афганистане заняты 410 тыс. человек. Может ли такое распределение трудовых ресурсов повлиять на объем производства легального экспорта?

— Думаю, если есть достаточно возможностей для работы в легальном секторе, это будет противодействовать вовлечению людей в незаконную деятельность. Развитие частного сектора и диверсификация экономики, на мой взгляд — это лучший способ увести людей от производства и оборота нелегальных веществ.

— Спасибо за интервью.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.