Настоящие войны начинаются вдруг. Поэтому излишняя дерганность правящей элиты в последнее время более чем понятна и оправдана. Когда в общественно-политической сфере все загнано под плинтус и грозят уголовной карой за распространение “заведомо ложных слухов” – исчезают точки кристаллизации общественного мнения. Ну а на ровном поле в условиях кризиса (или новой реальности – кому какое определение ближе) ждать неприятностей можно в любом месте и в любое время.
Когда начинаешь разговаривать об электоральном периоде за пределами журналистско-политологического круга, то вместо словосочетания “президентские выборы” часто слышишь “выборы Назарбаева” или “перевыборы Назарбаева”. Вряд ли это оговорки по Фрейду. Просто люди под воздействием пропаганды и жизненных реалий не могут себе вообразить избирательную гонку, в которой победит не действующий глава государства.
Железобетонная предсказуемость сама в себе может таить неожиданность. За две пятилетки до распада Советского Союза вряд ли кто-либо воспринимал правящий в нем режим как эфемерное образование. В Тунисе за неделю до жасминовой революции жизнь текла установившимся порядком и никаких принципиальных подвижек в правилах игры не наблюдалось.
В период интриги относительно президентских выборов, экс-омбудсмен Болат Байкадамов предположил участие в них весового конкурента для Нурсултана Назарбаева. Пока Айгуль Утепова не выбыла из предвыборной гонки надежда на подобие борьбы немного сохранялась. Все-таки вещи вроде легализации проституции и анаши в программе соперника трудно перебивать даже бессменному президенту. Опять же на явку избирателей эпатажная фигура г-жи Утеповой могла повлиять весьма положительно, особенно в крупных городах. Теперь интриги нет, подбор оппонентов у Нурсултана Назарбаева унылый и железобетонная предопределенность давит на процессы в стране с повышенной силой.
В естественных и гуманитарных науках давно прописано, как изменяющийся фон процессов меняет протекание их самих. Этот самый фон меняется по самым различным составляющим. Во-первых, поменялись люди. В начале своего президентского пути Нурсултан Назарбаев имел дело с советскими людьми (почти все были октябрятами, пионерами, комсомольцами, закончили общеобразовательную школу, не знали безработицу, знали дефицит, большая часть мужчин служила в армии). Теперь выросло и вступило во взрослую жизнь кардинально иное поколение. Они знают о силе денег и связей, не знают о силе закона и социальных гарантий, даже через деградированные системы образования и здравоохранения прошли уже не все. Многие совершеннолетние читают по складам и еще хуже пишут. Усилилась языковая и религиозная дифференциация общества, а имущественное расслоение приняло крайние формы.
Во-вторых, изменилась материальная база жителей Казахстана. Неформальный девиз “богатство любой ценой”, ставший едва ли ни национальной идеей, достиг своего ресурсного предела. Все прибыльные сектора экономики монополизированы либо поделены, поэтому стать богатым по образцу и подобию действующих живых эталонов уже невозможно. Стать просто зажиточным индивидом проблематично в силу зарегулированности и забюрократизированности экономической жизни, в которой издержки бизнес-деятельности растут по экспоненте. Коррупция с одной стороны приобрела всеохватывающий характер, а с другой стороны за нее сажают в масштабах, которые перешагнули порог ритуальных. Ситуация отдает социальной шизофренией: схемы по своей природе коррупционные (других нет), но при этом санкции за участие в них применяются все чаще и чаще.
В-третьих, деградировал государственный аппарат. Ученые давно объяснили, почему общества, освоившие производство продовольствия, победили в конкурентной борьбе охотников-собирателей. Потому что аграриев стало больше (плотность населения может отличаться на один-два порядка при одинаковой с охотниками территории), внутри земледельца (как правило), более опасные микробы, чем внутри охотника. У производителя продовольствия лучше оружие и броня, за ним централизованное правительство и грамотная (владеющая письменностью) элита, куда лучше приспособленные для ведения завоевательных войн.
Гораздо слабее изучен вопрос, в какой момент и по каким причинам по социальным лифтам в правящую элиту начинают в массовом порядке попадать люди, чей интеллектуальный и образовательный уровень заметно ниже, чем в среднем по стране. Министры, акимы, заместители председателя партии “Нур Отан” уже сделали столько дел и публичных заявлений, что сомнений в их непрофессионализме у многих граждан Казахстана нет.
Геополитический фон для Казахстана тоже отнюдь не благоприятный. Международное право, иллюзия существования которого слегла на смертный одр после косовского прецедента, в Крыму получила контрольный выстрел в голову. Политика многовекторности потеряла пространство для маневра, когда Москва и Вашингтон по факту вступили в войну нового формата, однако Астана продолжает действовать в прежней манере. Еще один виток геополитической напряженности и ее просто разорвет на почве несовместимости разнонаправленных векторов. Феномен “человека с ружьем” все ближе подбирается к просторам страны и просматривает варианты проникновения внутрь.
Геоэкономика “подарила” Казахстану падение цен на главные экспортные товары, а другое производство в стране весьма незначительное.
Все новшества от правящей элиты сугубо в русле дальнейшего бетонирования общественных процессов в целях гарантирования предсказуемости. Чего стоит хотя бы “неделя тишины” в социальных сетях, для чего на дату выборов их предлагается элементарно заблокировать для казахстанских пользователей.
Победителей не судят. Но у этой формулы есть продолжение: победил – так отвяжись. После победы общество на время следует оставить в покое. В случае с победой Нурсултана Назарбаева мы видим нарушение разумного правила. Людям назойливо трубят о победе и вместе с тем рекомендуют готовиться к трудным временам, в каком-то смысле эти трудные времена даже форсируют. В ответ нарастают психологическая усталость и нервозность в широких слоях населения. Такие вещи по своей природе требуют выхода, а каналы для конструктивного сброса негатива плотно перекрыты.
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.