Астана. 8 апреля. КазТАГ – Оксана Скибан. За 10 лет Казахстан затратил $1,5 млрд на проекты в космической отрасли, в том числе и космические системы, а они не принесли никакой пользы, считает депутат мажилиса парламента РК Турсунбек Омурзаков.
“За последние 10 лет Казахстан потратил 1,5 млрд долларов (на проекты в космической отрасли – КазТАГ), проекты “Байтерек”, “Ишим”, “KazSat-1” закрыты, так и не принеся никакой пользы, а у “KazEOSat-1” имеются проблемы с ориентацией. Скажите, сколько стоят наши аппараты по сравнению с зарубежными аналогами?”, — сказал Т. Омурзаков, обращаясь к председателю аэрокосмического комитета министерства по инвестициям и развитию РК Талгату Мусабаеву в ходе пленарного заседания мажилиса в среду.
В свою очередь Т.Мусабаев похвалил осведомленность мажилисмена.
“Хороший вопрос, я даже удивляюсь, откуда у вас такие данные. Это вообще для служебного пользования, но раз вы имеете (информацию – КазТАГ)… Наши аппараты по коэффициенту цена-качество намного лучше, чем те, которые покупают, например, Арабские Эмираты, которые сегодня разрекламированы в широкой печати. Стоимость одного аппарата, который собираются покупать Арабские Эмираты ДЗЗ с разрешающей способностью 0,6, составляет 1 млрд долларов. Наша вся система – два спутника и вся наземная инфраструктура. Я приглашаю вас посмотреть, что это за система – это город, составляет стоимость 260 млн евро”, — пояснил он.
Как отметил глава профильного комитета, казахстанские спутники имеют ряд преимуществ по параметрам, чем зарубежные.
“Если взять помимо разрешающей способности – это только один из параметров, используемых профессионалами, а там десятки параметров, которыми наши спутники обладают лучше, чем зарубежные, которые продаются тем, кто мало что понимает. Причем они покупают как автомобиль, как наездник. Наши специалисты все внутри до тонкостей изучили и на одном языке разговаривают со специалистами-изготовителями. Кстати, это было внесено в договор и в контракт о том, что передавать технологии”, — сказал Т.Мусабаев.
“Мы не просто покупатели. (…) я поставил такую задачу, чтобы наши специалисты, казахстанские, освоили полностью технологии проектирования, изготовления и полного цикла тестирования испытательных циклов. Таким образом мы получили такую систему”, — подытожил он.