Indian Express: Новый мировой банковский порядок

В год Овцы может быть отмечено появление первых толчков тектонического сдвига в мировых властных структурах. Банк организации БРИКС явился первым щелчком по носу установленного порядка. Формирующийся сейчас AIIB представляет собой еще более значительный сигнал о том, что глобальная экономическая власть меняется. Насущно необходимая реформа в МВФ, где верховодят США и Европа, с целью предоставления развивающимся экономикам большего права голоса застряла в Конгрессе США. По иронии судьбы, США проигрывают из-за предлагаемой реформы Бреттон-вудских структур не так много, как страны Европы, которые бросились поддерживать AIIB

Газета Indian Express опубликовала аналитическую статью под названием “New world bank order” — “Новый мировой банковский порядок”.

Asian Infrastructure Investment Bank

В ней говорится так: “В год Овцы может быть отмечено появление первых толчков тектонического сдвига в мировых властных структурах. Несмотря на возражения США, некоторые из их ближайших союзников – Австралия, Великобритания, Германия, Франция, Италия и Южная Корея — подписали соглашения о присоединении к поддерживаемому Китаем новому Азиатскому инфраструктурному инвестиционному банку (Asian Infrastructure Investment BankAIIB). Порядка 45 стран, включая Бразилию и Россию, стали его членами и еще большее их число может присоединиться к нему в ближайшее время. Даже Тайвань подала заявку на членство. Япония все еще воздерживается, а США, подвергшиеся резкой критике за пребывание вне этой структуры, теперь обязуются сотрудничать с ней.

Банк организации БРИКС явился первым щелчком по носу установленного порядка. Формирующийся сейчас AIIB представляет собой еще более значительный сигнал о том, что глобальная экономическая власть меняется – большинство членов G-20 поддерживают этот банк. В то время как Китай готовится принять председательство в G-20, имеются убедительные доказательства его глобального восхождения.

Но эти новые финансовые институты являются всего лишь эпизодами в более масштабной стратегии “Новый Шелковый путь”, которую Китай выкристаллизовывает в политику “Один поясОдин путь”. Эта политика, впервые объявленная президентом КНР Си Цзиньпином в 2013 году в Казахстане, изначально предполагала расширение сотрудничества между странами Центральной Азии и западными провинциями Китая. Но, как Си представил на Боаоском форуме 2015 года, с тех пор она трансформировалась в более обширный план для взаимодействия Китая с миром. Этот пояс связывает Китай с Европой и торговыми и транспортными коридорами через Центральную Азии и Россию. “Новый Шелковый путь” включает в себя морские сообщения через Малаккский пролив с Индийским океаном, Ближним Востоком и Восточной Африкой.

Китай дает понять, что, хотя страна импортирует технологии и капитал уже более 30 лет, со времен реформ Дэн Сяопина, теперь она готова развернуться и экспортировать ноу-хау и капитал. Проект Китая “Один поясОдин путь” фокусируется на торговле, инфраструктуре и телекоммуникациях. В его рамках также речь идет о связях между народами, культурных обменах, а также об изучении опыта развития других стран. Этот проект придает особое значение мирному развитию и сотрудничеству с такими существующими организациями, как СААРК, Организация исламского сотрудничества и Европейский Союз, с тем, чтобы рассеять страхи относительно того, что Китай становится глобальным гегемоном.

Идея заключается не только в создании инфраструктуры. Упрощение процедур торговли является важной частью проекта “Один поясОдин путь”. Торговля с использованием местных валют будет поощряться, и будут введены в действие соглашения о валютных свопах. Карточки China UnionPay уже выпущены и приняты во многих странах — последней из них является Турция.

Помимо банка БРИКС с ресурсами в $100 миллиардов и AIIB с ресурсами также в $100 миллиардов, создаются еще Банк развития Шанхайской организации сотрудничества и Фонд Шелкового пути ($40 миллиардов). Эти новые институты являются отчасти ответом на медленные темпы реформ в международных финансовых структурах, а отчасти — каналом для Китая в плане использования им своих огромных инвалютных резервов. Такая политика контрастирует с политикой богатых нефтью стран, которые в основном полагаются на существующие западные институты в плане рециркуляции своих огромных валютных излишков.

Насущно необходимая реформа в МВФ, где верховодят США и Европа, с целью предоставления развивающимся экономикам большего права голоса застряла в Конгрессе США. По иронии судьбы, США проигрывают из-за предлагаемой реформы Бреттон-вудских структур не так много, как европейские страны, которые бросились поддерживать AIIB.

С учетом огромных потребностей Азии в инфраструктуре новые финансовые институты представляются весьма необходимыми. Существующая Бреттон-Вудская система более не располагает финансовой возможностью или даже соответствующим требованиям времени техническим ноу-хау. Кроме того, если Европа может иметь Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк, то почему Азия не может иметь Азиатский банк развития и AIIB, работающие в тандеме для удовлетворения ее потребностей в финансировании?

То, как же планы Китая станут развертываться, будет определяться его договоренностями с отдельными странами. Россия может быть готовой уступить влияние Китаю в Центральной Азии, — но только до определенного момента. Направление, по которому Китай намерен идти, становится все более очевидным по мере того, как масштабы его честолюбивой стратегии раскрываются.

Индия в конце II мировой войны упустила свой шанс получить значительное место в Совете Безопасности ООН и Бреттон-Вудской системе.

Сегодня при своем растущем экономическом влияний Индия должна решить, желает ли она разумно и конструктивно участвовать в этом новом международном проекте или взять на себя риск остаться в стороне и жалеть об этом позже.

Правительство Нарендры Моди действовало быстро и правильно с тем, чтобы вступить в банк организации БРИКС в качестве члена-учредителя, но эта игра просто сделалась куда большей. Индия должна увеличить свое участие или снова остаться в стороне. Пребывание в ожидании реформ в Бреттон-Вудской системе окажется сродни пребыванию в ожидании Годо”.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.