Сколько экспатов привлекает Казахстан?

Правительство Казахстана установило квоты на привлечение иностранной рабочей силы по приоритетным проектам. В прошедший четверг опубликовано и введено в действие постановление, ограничивающее долю иностранных работников на строительстве газопроводов “Казахстан – Китай” и “Бейнеу – Бозой – Шымкент” и Жанажольского газоперерабатывающего завода. По мнению экспертов, новые квоты фиксируют существующее положение вещей и ситуацию на рынке труда не изменят

Немецкая экономика растет за счет югославов и турок, американская — за счет мексиканцев, китайцев и вьетнамцев. И у нас то же самое, никуда от этого не денешься. Если есть экономический рост, то есть и нужда в малоквалифицированной рабочей силе.

экспаты в казахстане

Квоты – декларируют, а реально – иностранцы везде

В прошедший четверг опубликовано и введено в действие постановление, в соответствии с которым к строительству нитки “С” газопровода “Казахстан – Китай” (в Алматинской, Южно-Казахстанской и Жамбылской областях) будут привлечены 1817 иностранных рабочих, к строительству линейной части газопровода “Бейнеу – Бозой – Шымкент” (в Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской и Мангистауской областях) – 982 человека. В строительстве второй и третьей очереди Жанажольского газоперерабатывающего завода (в Актюбинской области) будут задействованы 824 иностранных рабочих.

При необходимости государство утверждает отдельным постановлением разрешение на привлечение трудовых иммигрантов под конкретные экономические и стратегически важные проекты”, — объясняет руководитель проектов ОФ “Международный центр экономической грамотности” Салтанат Джарасова.

В основном, привлечение иностранных работников определяется квотами. “Квоты формируются ежегодно на основе поданных работодателями до сентября заявок и устанавливаются постановлением правительства. В Правилах выдачи квот определено: кто, как и когда привлекает иностранных работников и то, что, например, бизнес иммиграция осуществляется с целью предпринимательской деятельности. На 2015 год установлена квота на привлечение иностранцев в 0,7% к экономически активному населению страны, а в 2013 году она была в 1,2%”, — говорит г-жа Джарасова.

Ограничивается ли доля мигрантов по конкретным отраслям: в строительстве, на транспорте или другим, выяснить пока не удалось. Этой информации на официальном сайте МЗСР нет.

Но, похоже, не ограничивается. Это предположение подтверждают предприниматели. “В Астане — сплошь и рядом иностранцы на стройках: в частном секторе любого региона и в частном строительстве. Китайские нефтегазовые компании, банки и прочие предпочитают привозить своих. На нефтепромыслах много туркмен, россиян, азербайджанцев, каракалпаков. В сельском хозяйстве, особенно на юге — киргизы, узбеки, иногда таджики. В вузах — европейцы, англичане, американцы (преподаватели – авт.). В банках — много россиян, тоже есть европейцы. Иностранцев стали так же привлекать и в государственные учреждения, в качестве советников”, — говорит предприниматель из Астаны Фатима Джандосова.

Привлечение экспатов — наемных сотрудников из-за границы, к государственному управлению, вероятно, допускается не так часто, как, например, к торговле. “Иностранцы из Ближнего зарубежья могут быть розничными продавцами, получив прописку в Казахстане и оплачивая ежеквартально определенную сумму в качестве тарифа за использование иностранной рабочей силы”, — подтверждает г-жа Джарасова отсутствие барьеров в розничной торговле.

Поддержка в сфере миграции и нелегалы

По ее словам, граждане стран ЕАС могут работать на территории Казахстана, в соответствии с нормами по свободному перемещению труда, капитала и услуг.

Эти нормы подтверждает и глава федеральной миграционной службы России (ФМС) Константин Ромодановский. Трудовые мигранты из стран ЕАЭС пользуются в России максимальными преференциями, — заявляет он. “Сотрудничество с партнерами по СНГ в сфере миграции я считаю стратегически важным направлением, его необходимо развивать как в одностороннем, так и в многостороннем формате”, — сказал Ромодановский. Договор о ЕАЭС выводит трудовую миграцию на качественно новый уровень. Предусмотрен единый порядок въезда, выезда и работы граждан стран ЕАЭС. “Объем преференций, предоставляемых сегодня в России трудовым мигрантам и членам их семей из государств-членов – максимальный”, — отметил глава ФМС. Мигранты из ЕАЭС не оформляют разрешительные документы на работу в России, увеличен срок постановки на миграционный учет до 30 суток, а медпомощь оказывается на тех же основаниях, что и россиянам. Они могут работать не только по трудовому, но и по гражданско-правовому договору, имеют равные с россиянами условия налогообложения физлиц.

Но россиян в Казахстане работает всего несколько тысяч. Белорусов – еще меньше. По статистике Министерства здравоохранения и социального развития (МЗСР), основная доля иностранных работников приглашается в Казахстан из Китая, Турции, Великобритании, Индии, Италии и Узбекистана.

Граждане Узбекистана и работают, вероятно, больше других у физлиц. Неделю назад алматинский городской департамент внутренних дел (ДВД) сообщал, что в январе-марте этого года, иностранным гражданам выдано 1146 разрешений на занятие трудовой деятельностью у физических лиц. Еще 732 разрешения продлены. Такие разрешения могут получить граждане стран, с которыми у Казахстана заключены соглашения о безвизовом въезде и пребывании на срок не менее трех месяцев. Одним физлицом – гражданином Казахстана, может быть привлечено не более пяти мигрантов одновременно.

Впрочем, по официальным данным, Алматы – не самый привлекательный в Казахстане город для экспатов. Больше всего иностранцев, работает в Атырауской, Павлодарской, Восточной-Казахстанской областях и в Астане.

Данные по разрешениям на работу у физлиц вызывают скепсис у алматинцев. “На ипподроме работают мигранты – каракалпаки. Прекрасные люди, любят лошадей, ухаживают за ними. Но их никто не видит. Выходить за пределы ипподрома работодатель им строго запретил. Они — невидимки”, — рассказывает приятельница.

…Наверняка, в подвалах и подсобках, нелегально, живут много мигрантов. Так — выгоднее и мигрантам, и работодателям. Это — криминальная система эксплуатации труда, не новая проблема, не только казахстанская. Эксперты считают, что решить ее – невозможно. Так что, ответа на вопрос в названии статьи, пока нет.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.