"Жестокий кризис жанра", "лейтмотив застоя", "упаковка банальностей " – так белорусские политологи оценили 19-е ежегодное обращение президента Лукашенко к народу и парламенту, с которым тот выступил 29 апреля в Национальном собрании Республики Беларусь.
Такая оценка непривычна для Лукашенко: как бы к нему ни относились эксперты, пусть и оппозиционно настроенные, к его публичным заявлениям они относятся традиционно внимательно, выискивая в них ориентиры внутренней и внешней политики.
На сей раз поводов для внимания было особенно много благодаря кризису: от президента ждали ответов на вопросы о том, как руководство страны будет бороться с инфляцией, сокращением производства, падением реальных зарплат и нарастающей безработицей. Но серьезного разговора не получилось, и это тем более удивительно, что 2015 год для Беларуси – год президентских выборов. Слегка пройдясь по привычным темам: налоговому режиму, господдержке предприятий, диверсификации экспорта, – Лукашенко отошел от экономической канвы и принялся развлекать слушателей в духе "старых песен о главном".
Нет детей – не человек
Для начала президент упрекнул белорусов в пренебрежении собственным здоровьем – все из-за того, что медицина бесплатная. Вот на Западе, где она платная, люди занимаются спортом, "бегают по лесам как муравьи", потому что "не дай бог заболел, придется раскошелиться". "А у нас пролежал на диване, еще и пива проглотил пару литров, утром встал – живот по колено, до обеда отходит. Ничего ему не стоит здоровье", – резюмировал Лукашенко.
Второй упрек он адресовал тем гражданам, кто не имеет детей. В общем, не упрек даже, а приговор: нет детей – значит не человек. "Дети должны быть, чтобы ты был человеком. Нет детей – не человек", – выдвинул Лукашенко новый лозунг, пытаясь провести мысль, что крепкая семья, в которой воспитывается как минимум трое детей, должна стать в Беларуси социальной нормой. "Как минимум трое, – подчеркнул он и обратился к женской половине парламента. – Все женщины-депутаты, до конца срока подумайте, как рожать будете".
Впрочем, это была самая невинная шутка. Куда больше женщин досталось священникам, соблюдающим целибат и при этом проповедующим семейные ценности.
"Вот я откровенно первый раз скажу, я критикую часто – непублично – наших священнослужителей, особенно высокого уровня. Ну так за семью ратуют и агитируют ! Я говорю: "Ваше Святейшество, Ваше Высокопревосходительство, а сколько детей у вас?" – "Нема". – "Ну так чего Вы агитируете нас за детей ?.. Для того, чтобы ратовать за семью и за детей, нужно самому иметь детей. Что за дремучесть – священник большого уровня не должен иметь детей?! Вот уверен, втихую что-то где-то "косячят". Я вам больше скажу: я знаю это".
Эти слова были встречены радостным хохотом и аплодисментами, телекамеры выхватили лицо смеющегося апостольского нунция в Беларуси архиепископа Клаудио Гуджеротти. Интернет-форумчане на намеки Лукашенко о грехах священнослужителей среагировали обсуждением "косяков" самого президента, а серьезные люди резко осудили остроту. "Эта шутка Александра Лукашенко ниже плинтуса. И уж если человек, занимая высший государственный пост, хочет пошутить, то пусть не распускает язык", – заявил белорусский философ Владимир Мацкевич.
В другом тоне высказался о словах Лукашенко известный диакон Андрей Кураев. "Лукашенко уже давно не директор колхоза, а опытнейший политик. И если он "в порядке импровизации" упоминает "Его святейшество-высокопреосвященство" и тут же говорит о том, что он знает про тайную семейную жизнь высоких церковных чинов, значит, он кому-то шлет вполне определенный и тревожащий месседж. А то и черную метку. И вряд ли это папский нунций, смех которого показывает телекамера. Скорее, это тот иерарх, который публично пообещал добиться для белорусской церкви автономного статуса хотя бы как у УПЦ МП, а потом забрал свои слова обратно", – написал в "Живом журнале" Кураев, прозрачно намекая на Митрополита Минского и Заславского Павла.
Этот "русский нерусский мир"
Постельную тему Лукашенко не обошел и говоря о культуре, а именно о важнейшем из искусств – кино. С одной стороны, он рад тому, что российский кинематограф вовсю использует ресурсы "Беларусьфильма" для съемки телесериалов. С другой, недоволен тем, что белорусы сами не создают такие простенькие фильмы. И уж совсем его не радует участие белорусских актрис в российских фильмах. "Нет, там где-то наши снимаются в российских сериалах на десятых-двадцатых ролях. Девчонки наши в постели кувыркаются с российскими мужиками. Ну, я не знаю…", – посетовал Лукашенко.
Это противопоставление "белорусская актриса – российский мужик" стало лишь одной из иллюстраций противоречивой позиции Лукашенко в отношениях с Россией. Как следует из краткого содержания послания президента, которое иронично сформулировало радио "Свабода", первые два тезиса Лукашенко звучат так: 1. Мы – русский мир. 2. Мы – не русский мир.
"Мы с руководством России договорились: у нас свой парад, такие же мероприятия. Даже шире – по всей стране. И президент должен быть здесь, со своим народом, в своей стране. Мы приедем в столицу нашей бывшей Родины Москву 8 мая, когда закончилась война, как следует отметим и продемонстрируем, что мы – русский мир, – ответил Лукашенко на российские упреки в том, что остается 9 мая в Минске, а не едет в Москву на парад, посвященный 70-летию Великой Победы".
Насчет белорусской альтернативы георгиевской ленте – красно-зеленой ленточке с бутоньеркой в виде яблоневого цветка – он тоже попросил не беспокоиться. "Молодцы комсомольцы", – похвалил он создателей ленточки из молодежного движения БРСМ и подчеркнул, что георгиевскую ленту в Беларуси никто не запрещал.
"Это наши традиции, наша боевая общность. Мы никому не запрещаем. Может, что-то придумаем новое, но только не надо нас упрекать, что мы якобы этому враги. Ни в коем случае", – открестился Лукашенко от прозвучавших в российских СМИ обвинений в том, что белорусы предали символ Победы.
Через несколько минут он уже добавлял, что несмотря на то, что Беларусь с Россией – братья и живут они в своем доме, белорусы хотят жить в своей квартире. "Даже самые близкие друзья, братья не хотят жить у тещи или у свекрови, они хотят свой уголок, куток, как в Беларуси говорят. И если кто-то полагает, что нас этого можно лишить – никогда. Мы – независимое государство, никому не создающее проблем", – отстаивал Лукашенко право суверенитета по отношению к "русскому миру".
Всех евреев – под контроль
Впрочем, больше всех на этот раз досталось не "русскому миру", не бездетным гражданам и не священникам, а… евреям. Началось все с как бы невинной "хохмы" по поводу погоды. Дескать, председатель Минского облисполкома Семен Шапиро в синагоге молился, и вот только в Минской области идет дождь, а в остальных регионах земля иссушена. "Только в Минской области. Молодец, Семен Борисович!" – "похвалил" губернатора Лукашенко.
Но дальше – больше. Острая нынче для Беларуси тема "тунеядцев" – благодаря принятому президентом декрете о противодействии социальному иждивенчеству – напомнила Лукашенко о критических публикациях в адрес нового закона на крупнейшем информационном портале Беларуси TUT.by, а также о том, что основатель и совладелец этого портала Юрий Зиссер – еврей. За этим последовало поручение "молодцу" Шапиро "нормализовать" Зиссера.
"Семен Борисович, Зиссер этот ваш непорядочно себя ведет, я смотрю, – обратился Лукашенко к губернатору Минской области. – Я же вас год назад просил всех евреев в Беларуси взять под контроль. И даже Павел Изотович (Павел Якубович, редактор государственной газеты "Советская Белоруссия") не возмущался. А Зиссера мы никак не можем нормализовать. Посмотри внимательно!"
В зале на этих словах вновь зазвучал дружный одобрительный смех. Редактор "Советской Беларуси", который также присутствовал в зале и чье лицо в этот момент показали камеры, правда, не смеялся.
Большинство белорусских интернет-ресурсов в ближайшие часы заклеймило Лукашенко за антисемитизм. "Когда желтые нашивки начнут выдавать?" – вторили авторам читатели-комментаторы.
Юрий Зиссер, которого известие о президентском поручении застало за границей, отреагировал на слова Лукашенко сдержанно. В комментариях журналистам он только удивился тому, как это можно контролировать всех евреев. "Ведь они не являются какой-то организацией. Их в нашей стране десятки тысяч", – сказал основатель TUT.by.
А главный "нормализатор" евреев в Беларуси Семен Шапиро просто постарался обратить слова президента в шутку.
"Да бросьте, эти слова для наполнения, для того, чтобы, как сказал президент, "не заснули", – заступился за Лукашенко минский губернатор. – Если послание очень четко давать – это будет скучновато. Он хотел разбавить, добавить немножко живого. Еврейство не было главной темой".
Как отметили аналитики, проблема президентского послания в том и заключается, что в нем было много "слов для наполнения", а темы как таковой и не было.
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.