Газета Irish Times опубликовала аналитическую статью Изабель Горст под названием «Russian concern at Asia's 'widening' terrorist zone grows» — «Российская обеспокоенность «расширяющейся» террористической зоной Азии растет».
В предисловии к ней говорится так: «Тысячи людей из Центральной Азии, возможно, бежали с тем, чтобы присоединиться Исламскому государству в Сирии и Ираке».
Далее уже в самой статье излагается следующее: «Владимир Путин, российский президент, на прошлой неделе пообещал укрепить ядерный арсенал своей страны с целью противостояния наращиванию сил в Европе североатлантическим блоком, а тем временем шеф разведки Кремля предупреждал о другой предполагаемой угрозе безопасности, исходящей из преимущественно мусульманской постсоветской Центральной Азии.
«Я хотел бы в срочном порядке обратить внимание на процесс расширения зоны влияния международного терроризма», — заявил в прошлую среду Александр Бортников, глава Федеральной службы безопасности, являющегося преемником советского КГБ органа.
«Исламское Государство создает ячейки в разных регионах мира и открыто заявляет о намерении дестабилизировать обстановку на пространстве Содружества независимых государств» — группы бывших советских республик — и Центральной Азии», — сказал он на заседании антитеррористического центра СНГ в Москве.
Достоверные данные трудно получить, но считается, что несколько тысяч выходцев из Центральной Азии бежало от бедности и угнетения в своих родных странах с тем, чтобы присоединиться к Исламскому Государству в Сирии и Ираке. Россия также стала благодатной вербовочной почвой для радикальных исламистских групп, которые охотятся на мусульман из беспокойного Северного Кавказа и из среды центрально-азиатских рабочих-мигрантов.
Россия рассматривает пять бывших советских республик Центральной Азии – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан — как часть своей зоны особых интересов и все больше и больше беспокоится относительно перспектив региональной безопасности, в то время как Соединенные Штаты идут на вывод своих войск из Афганистана после десятилетней войны.
Исламское Государство недавно запустило свои щупальца в ряды талибов в Афганистане, подстегивая опасения относительно вспышки масштабного противостояния, которое может принести хаос в соседнюю Центральную Азию.
«Продвижение Исламского Государства в Афганистане и Пакистане может дестабилизировать весь регион и вызвать волну беженцев в Центральную Азию», — говорит Александр Гольц, независимый российский военный эксперт. «Этого еще не произошло, и этого не произойдет за следующие год-полтора. Но угроза существует, и это серьезно беспокоит Россию», — говорит он.
Россия, которая поддержала правительство Таджикистана в яростной гражданской войне против исламистов в 1990-е годы, по-прежнему рассматривает обнищавшую страну с ее протяженной, пористой границей с Афганистаном как слабое звено в системе безопасности Центральной Азии.
В то время как США выводит войска из Афганистана, Россия наращивает свое присутствие на крупной военной базе советской эпохи, которую она до сих пор сохраняет в Таджикистане, и осуществляет подготовку местных военнослужащих.
«Требуются согласованные действия российских и таджикских вооруженных сил для поддержания безопасности в Центральной Азии», — заявил российский министр обороны Сергей Шойгу после состоявшихся в Душанбе в начале этого месяца переговоров с Эмомали Рахмоном, таджикским президентом.
«В контексте вывода воинского контингента международной коалиции из Афганистана наши вооруженные силы должны быть готовы к любому повороту событий, в том числе и к наиболее неблагоприятному», — сказал он.
Шойгу прибыл в Душанбе в то время, когда таджикская прокуратура выдала международный ордер на арест одного из высокопоставленных силовиков страны, который после таинственного исчезновения в апреле объявился в пропагандистском видеоролике, предположительно снятом в Сирии.
Западные комментаторы часто обвиняют авторитарных центрально-азиатских лидеров в преувеличении угрозы исламского экстремизма с тем, чтобы оправдать преследование политических оппонентов и отвлечь внимание общественности от более насущных проблем коррупции, плохого управления и огромного разрыва между богатыми и бедными.
Но неожиданное дезертирство занимавшего высокий пост полковника Халимова представляется тревожным событием, демонстрирующим идеологическую привлекательность Исламского Государства не только для угнетенного мусульманского населения, но и для представителей привилегированной элиты.
«Жесткие ограничения на деятельность приверженцев даже умеренного ислама стали одной из ключевых причин дестабилизации ситуации в Таджикистане и во всем центрально-азиатском регионе», — говорит Виталий Пономарев, директор центрально-азиатской программы в правозащитном Центре «Мемориал» в Москве. «Это обернется преследованием властей», — говорит он.
Международные правозащитные группы обвинили Запад в том, что он закрывает глаза на ухудшение ситуации с правами человека в Центральной Азии во имя интересов поддержания хороших связей в богатом ресурсами регионе. Подчеркивая растущее беспокойство касательно рисков безопасности в регионе, генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун недавно предупредил, что нарушения прав человека зачастую оказывались предвестником куда более ужасающих событий в последующем.
Сдерживание свобод может создать «иллюзию стабильности в краткосрочной перспективе», но в конечном итоге будет способствовать формированию «питательной почвы для экстремистских идеологий», — заявил он в ходе пятидневного визита в Центральную Азию».
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.