Алматинский сель на макроуровне поставил всего три вопроса. Что это было? Как сработали уполномоченные государственные органы и службы? Какие угрозы сохраняются? По всем поднятым темам, несмотря на прошедшие дни, окончательной ясности не наблюдается.
В Алматы традиционными угрозами считаются землетрясения и действия городских властей (то всю зелень вырубят, то половину городских улиц одновременно перекопают). Однако сель оказался проблемой весьма и весьма неприятной, хотя вполне ожидаемой.
Официоз через каналы вроде 24kz быстро указал на то, что человеческих жертв нет и это реально хорошее известие. На выплаты пострадавшим в городском бюджете зарезервировали 2 млрд тенге. Из-за движений в моренном озере Безымянное уровень воды перед плотиной поднялся на 10-15 метров, однако она удар стихии выдержала.
По счастливому стечению обстоятельств основная масса камней (особенно тяжелых) не разлеталась далеко от русла реки Каргалинка, но и грязевые потоки причинили очень болезненный ущерб. «Тенгриньюс» показал результаты селя со стороны пострадавших. Больше всего грязекаменный поток затронул Наурызбайский район южной столицы, также досталось Ауэзовскому и Алатаускому районам.
Выложенное в Сети видео от частных лиц фокусирует внимание на беззащитности населения перед стихией, болезненном материальном ущербе (одни автомобили чего стоят) и общем дискомфорте от этого опасного природного явления. При этом работники городских служб, мобилизованная техника, кареты скорой помощи в кадр постоянно попадают. То есть реакция уполномоченных органов однозначно есть.
Сель вызвал и международный информационный отклик. Например, достаточно полный репортаж выдал телеканал «Мир». Как и обычно при взгляде издалека, не обошлось без неточностей. К примеру, там сказано о бегущих от стихии из мегаполиса людях, из-за чего на выезде из Алматы огромные транспортные пробки. И будто бы по тревоге подняли всю полицию республики. В общем, краски сгустили. Также упомянули акима южной столицы, облетевшего на вертолете пострадавшую территорию. На «РенТВ» акцент в подаче материала был сделан на кульминационные кадры селя, где по улице грязевой поток несет автомобили, деревья и фрагменты построек.
Во время стихийных бедствий не обходится без всевозможных накладок и некорректностей. Так, портал 365инфо.kz передал информацию от ДВД Алматы, что разосланное по WhatsApp 23 июля видео с жуткими кадрами стихийного бедствия на самом деле является наводнением в Карачаево-Черкесии от 1 июля. Полиция обещала виновных найти и наказать по статье 274 УК РК (распространение заведомо ложной информации с использование СМИ), согласно которой можно загреметь на 5 лет лишения свободы. В общем, любителей черного юмора и аналогичных розыгрышей строго попросили включать «Стоп». С другой стороны, многие выложенные в Интернете кадры реального алматинского селя по жуткости карачаево-черкесским не уступят. Тот же сайт сообщает, что пострадавшие от селя винят в произошедшем местные власти.
Из постов в социальных сетях и комментариев под информационными материалами вырисовывается следующая картина. Из моренного озера вода пришла в водохранилище, сдерживаемое защитной дамбой. По шлюзам излишек объема спустили в реку. По идее все сделано правильно, но именно инфраструктура ЗА дамбой оказалась неспособной справиться с массой воды. Уже в ней произошли обвалы русла и поток могучей силы вырвался на волю. По идее, все эти гидротехнические сооружения должны в плановом порядке ремонтироваться, модернизироваться и средства на такие работы выделяются, но произошло то, что произошло и теперь резонно ставится вопрос кто виноват?
Из казахстанских телеканалов, пожалуй, самый большой репортаж сделал «КТК». Упор в подаче материала произведен на последствия селя, тогда как причина прихода грязи и камней в дома горожан осталась за кадром. Повторены слова представителей ЧС об устойчивости плотины (слухи о том, будто она неминуемо рухнет и надо как можно быстрее уносить ноги, будоражили информационное поле города в первые сутки стихии очень активно). Общий вывод: «Казселезащита» свое дело знает, ситуация под контролем, новых угроз селя нет. Также приведены слова Ахметжана Есимова о том, что пострадали дома, построенные не по правилам (в запрещенных зонах).
Журналисты телеканала «Тан» похвастались, что на месте стихии оказались первыми. Однако похвальба оправданна, ибо по полноте информации их репортаж выгодно выделяется на фоне большинства других. Газета «Караван» указала на то, что буквально за считанные дни до ЧП словами доктора географических наук Бориса Степанова перечислила селеугрожаемые направления, включая Каргалинку.
Мутной остается история с оповещением (вернее отсутствием) СМС-ками от ЧС для населения. Это тем более удивительно, что в штатном режиме подобные сообщения на сотовые телефоны алматинцев идут буквально в режиме навала. Одно из объяснений: сотовые операторы запросили на услугу деньги. Дальнейшего развития освещение темы не получило и к ней СМИ и официальные органы стараются не обращаться, зато СМС с предупреждениями об угрозе селя снова вернулись в информационный пакет абонентов.
Что касается селевого потока на реке Талгар, то там все прошло как по нотам (и, видимо, инструкциям на случай ЧП). Население из потенциально опасных районов эвакуировали, а селезащитная плотина поток перехватила. Официально заявляется: «Угрозы прорыва плотины нет».
Появились хорошие новости в плане подрастающего человеческого капитала Алматы. Героем борьбы с последствиями селя стал 12-летний Диас Аубакиров, житель Каргалы. Подросток оказался очень энергичным, при этом направил свою энергию в нужное полезное русло и помимо работы наравне со взрослыми организовал что-то вроде детского волонтерского отряда. Плотины бы делать из этих детей – не было б шанса у горных селей.
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.