Главный проводник квазигосударственных компаний на фондовую площадку решил сменить маршрут. ФНБ «Самрук-Казына» больше не собирается поддерживать программу «Народное IPO». По одному сценарию, следующие компании, которые ФНБ подготовит для IPO, будут размещаться на площадке международного финансового центра «Астана», по другому – на международных фондовых биржах.
Поменять коней на переправе
Программа «Народное IPO» была принята в Казахстане осенью 2011 года и в декабре 2012 года состоялось премьерное размещение АО «КазТрансОйл» (КТО). Следующая компания была подготовлена только через два года – размещение акций АО «KEGOC» в рамках программы прошло в декабре 2014 года. Квазигосударственные компании, подконтрольные ФНБ, были построены в очередь, небольшую, правда – всего 4-6 «номинантов», и их список постоянно менялся.
Эта программа не носила финансовый характер. Компаниям, честно сказать, на тот момент капитал для развития особо не требовался – материнская структура могла их снабжать средствами на развитие в каких угодно объемах. У программы был прежде всего социальный подтекст.
Во-первых, правительство декларировало предоставление гражданам республики возможности владения акциями крупнейших предприятий страны. Население не смогло принять участие в первой приватизации в 1990-х годах, так как вообще не имело денег. И вот теперь казахстанцы получали своеобразный карт-бланш. Им предложили не только новый инструмент для инвестирования, но и способ приумножения сбережений.
Во-вторых, правительство желало с помощью программы простимулировать дальнейшее развитие рынка ценных бумаг.
Теперь планы у ФНБ поменялись. Правительство со своей долгосрочной и еще недавно внушавшей доверие программой «Народное IPO» пока еще свой взгляд на этот счет не обозначило. Но вопрос де-факто считается решенным.
Как заявила заместитель председателя ФНБ «Самрук-Казына» Елена Бахмутова, для последующих IPO «естественно, приоритет будет отдан международному финцентру «Астана». Но если совместно с консультантами мы придем к выводу, что частично можно использовать и иностранные площадки, то надо понять, какие именно, где есть больше интерес».
По оценкам топ-менеджера, программа «Народное IPO» выполнила свою задачу, активировав интерес населения к фондовому рынку. Бахмутова напомнила, что по программе акции «КазТрансОйла» и KEGOC размещались со значительным дисконтом, что не совсем правильно, поскольку цель IPO — привлечь больше средств на развитие компании. И нынешние экономические реалии (вот теперь ФНБ, похоже, испытывает большие финансовые трудности) вынуждают изменить условия.
Первое: дисконт, вероятно, при последующих IPO будет отменен. Второе: к покупке акций будут допущены не только резиденты Казахстана, но и нерезиденты, что значительно, по задумке, расширит круг инвесторов.
Миноритарии КТО: кто ответит по счетам?
Но нужно учесть, что международное IPO и IPO на KASE – это две большие разницы.
Выгодно ли квазигосударственным компаниям проводить международное IPO? В идеале – да. На практике – вряд ли. Размещение будет осуществляться в валюте, дивиденды выплачиваться в валюте – в то время как большинство квазигосударственных компаний имеют финансовые потоки исключительно в тенге.
Кроме того, активы квазигосударственных компаний могут иметь ограниченный интерес со стороны международных экспертов, так как их производственная деятельность осуществляется с большой господдержкой, они не способны стабильно генерировать прибыль, потенциал развития ограничен. К тому же, как видим, казахстанские власти не всегда последовательны в своих мега-проектах: они хронически сворачиваются, не доводятся до конца. Инвесторы не могут быть уверены в том, что условия не поменяются на полпути и они не будут обмануты.
Именно поэтому сейчас Казахстан может продемонстрировать лучшее отношение к миноритарным инвесторам.
Миноритарии сегодня в подвешенном состоянии. Вчера их агитировали участвовать в программе «Народное IPO», проводилась масштабная рекламная компания, были потрачены большие государственные средства ради одной идеи – чтобы народ наконец стал мини-владельцем хороших активов. Причем, акцент делался на долгосрочный горизонт: держите эти акции, говорили чиновники казахстанцам, они будут ежегодно приносить дивиденды. А сегодня становится очевидно, что КазТрансОйл будет слит с другой компанией – АО «КазТрансГаз». Эта компания – не лучше и не хуже той, в которую вложился народ, просто о ней ничего неизвестно, она не является публичной.
Вариантов, что будет с акциями КТО, два: либо миноритариям будет предложен обратный выкуп акций, либо эти акции будут конвертированы в акции объединенной компании. И в первом и во втором случае непонятно, насколько это будет в интересах миноритариев. Сначала эксперты оптимистично полагали, что выкуп будет осуществляться по балансовой стоимости, а она на 30 сентября 2015 года составляет 1 182 тенге, что выше текущей цены – 832 тенге на 3 декабря с.г. Затем их тон сменился на тревожный, так как не факт, что обратный выкуп будет осуществляться именно по балансовой стоимости – в таком случае цена будет существенно ниже, и миноритарии понесут финансовые потери. Ну а если акции будут конвертированы в новые, то этот вариант также с непонятным знаменателем, ведь никто не знает, как и по каким принципам будет определяться цена новых бумаг.
Наблюдая за этой ситуацией, можно сделать вывод. Соблазн не переплатить миноритариям будет доминировать. Но если государство хочет иметь положительную инвестиционную историю, то в первую очередь оно должно позаботиться о безусловном соблюдении интересов миноритариев КТО, чьи вложения в «голубую фишку» и без того обесценились почти в два раза (!) за счет девальвации тенге: номинальная цена одной акции на момент размещения равнялась в эквиваленте $4,81, а сегодня, три года спустя, ее рыночная стоимость едва достигает $2,70.
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.