«Бизнесмены говорят: мы согласны на повышении арендной платы, но адекватное, а не от 9 до 28 раз», – сообщила Салтанат Лесбаева, представитель Палаты предпринимателей Алматы, на пресс-конференции. Проблему создал приказ №212 от 17 марта 2015 года Ерболата Досаева, министра национальной экономики РК, «Об утверждении Правил передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду)». После многократного повышения арендных ставок для школьных, больничных и армейских столовых говорить о доступности обедов и рентабельности бизнеса в этом сегменте общественного питания не приходится.
Алматинская столовая в больнице Калкаман до приказа №212 платила аренду в 900 тысяч тенге в год. Потом ей насчитали 7 млн. тенге. После корректировок в «Правила» от 23 июня, по которым ввели коэффициент удаленности и убрали из площади аренды обеденные залы, сумма начислений составила 5 млн. тенге, что проблему все равно не решает.
«У всех арендаторов образовалась задолженность перед Минфином», – констатировала Салтанат Лесбаева. Цифры разные (зависят от метража арендуемых помещений в каждом конкретном режимном учреждении), но счет идет на миллионы. Предприниматели направили в Генеральную прокуратуру запрос о законности приказа министра национальной экономики. Хотя все положенные сроки для предоставления ответа давно прошли, никакой реакции нет. По словам спикеров пресс-конференции, уполномоченное лицо от генпрокуратуры на телефонные звонки не отвечает.
Заверения сторонников приказа Ерболата Досаева о том, что уйдут неспособные работать при таких арендных ставках, а на их место придут другие – не подтверждаются. В частности, в одной из воинских частей столовая давно закрылась, а новых желающих работать до сих пор не нашлось.
Остро стоит вопрос доступности школьных обедов, ведь цены за аренду (сопоставимы с элитными ресторанами в центре города) вместе с подорожавшими продуктами, услугами ЖКХ, налогами и прочими издержками в конечном итоге складываются в цену питания. Походы школьников за продуктами в ближайшие к учебным заведениям магазины здоровому образу жизни и безопасности явно способствовать не будут. Взять хотя бы повышение вероятности ДТП в обеденное время. Марианна Гурина, президент ОФ «Улагатты Жануя», привела такую статистику: «Из 10 детей в 1-ом классе один хронически болен, из 10 выпускников средней школы 1 полностью здоров». «И успеваемость зависит от здоровья», – отметила она.
После ликвидации бесплатного питания для учеников начальной школы право на обед за счет государства осталось только у школьников Астаны и детей из семей, с доходом на человека менее 21 тысячи тенге в месяц. То есть если у матери-одиночки с двумя детьми зарплата составляет 65 тысяч тенге, то ее детям бесплатные обеды не положены.
Лилия Сартанова, арендатор школьной столовой, поставила в известность, что город Алматы с 1 января рекомендует меню для всех школьных столовых, хотя сам заказчиком питания не является. Департамент образования настаивает на блюдах, предварительная себестоимость которых оценивается в 500-900 тенге. Сам он при этом готов оплачивать питание детей из бедных семей по 300 тенге.
Еще спикеры пресс-конференции попросили наделить директоров школ правом «пролонгировать договора, если к столовой нет замечаний у школьников, учителей, санэпидемстанции». «Конкурсная документация приводит к коррупции, а не к улучшению пищеблоков», – заявила Гульнара Мамаева, предприниматель. А конкурсы на аренду школьных столовых заставляют проводить каждый год.
***
© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.