Казахстанские судоисполнители получили доступ к информации с банковских счетов физлиц

Астана. 23 февраля. КазТАГ – Асхат Ахметбеков. В Казахстане с 1 января судебные исполнители получили доступ к информации с банковских счетов физических лиц, сообщил председатель республиканской палаты частных судебных исполнителей Сергей Ли.

«С 1 января (2016 года — КазТАГ) получен такой доступ (к информации с банковских счетов физлиц — КазТАГ). То есть через, естественно, санкцию суда и частные, и государственные (судебные исполнители — КазТАГ) будут получать информацию о наличии счетов, в том числе и карт-счетов. Если на таких счетах есть денежные средства, то мы можем их изъять путем выставления инкассового распоряжения, (…) не прибегая к каким-то другим мерам, таким как запрет на выезд либо иные меры, как обращение взыскания на иное имущество», — сказал С. Ли в ходе онлайн-конференции во вторник.

По его словам, во всех странах судебные исполнители при работе с такой категорией дел, как административные штрафы, стараются его исполнить за счет денежных средств, находящихся на счетах физических либо юридических лиц.

«Потому что это — одна из эффективных мер. Мы не можем на сумму штрафа в пределах, допустим, 21 тыс. тенге наложить арест и реализовать недвижимость, когда есть средства на его (должника – КазТАГ) карт-счетах и т. д. Но проблема заключалась в том, что до 1 января такой доступ к информации физлиц о наличии банковских счетов мы получали через суды и (их — КазТАГ) определения, то есть было очень сложно, практически этот доступ мы не получали», — пояснил глава палаты частных судоисполнителей.

«…И эффективной мерой был только лишь запрет на выезд. Почему и был тот негатив, когда человек выезжает за границу и узнает о том, что по небольшим суммам у него установлен запрет на выезд. Теперь законодательно мы по запрету на выезд установили определенный лимит, то есть до 20 месячных расчетных показателей (Т42 420 — КазТАГ) запрет на выезд из Казахстана не будет применяться при задолженности», — подчеркнул С. Ли.

По его мнению, доступ к информации является фундаментальной основой для того, чтобы начать само исполнение, поскольку без информации судебный исполнитель просто не сможет производить какие-то действия.

Как напомнил С. Ли, до 1 января 2016 года информацию от государственных органов о наличии активов, средств за должником судебные исполнители получали на бумажных носителях.

«Были внесены поправки в закон об информатизации с 1 января, где, по сути, заложена основа для того, чтобы дать доступ и иным лицам, то есть нам – частным судебным исполнителям. И был подписан совместный приказ министерством юстиции и генеральной прокуратурой, который обеспечивает предоставление данных и доступа к электронным базам данных. То есть мы теперь эту информацию получаем просто в электронном виде, а не на бумажном носителе», — добавил С. Ли.

При этом, как и любое должностное лицо, которое имеет право доступа к этой информации, частный судоисполнитель также несет административную и уголовную ответственность, в том числе предусматривается лишение лицензии.