Китайское присутствие в Казахстане находится на «пренебрежительно» низком для статистики уровне

Алматы. 15 апреля. КазТАГ – Владимир Радионов. Китайское присутствие в Казахстане находится на «пренебрежительно» низком для статистики уровне, считает руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» московского Центра Карнеги Александр Габуев.

«В Казахстане, насколько я знаю, китайское присутствие находится на пренебрежительно низком для статистики уровне: есть люди, которые приехали легально торговать, представлять нефтяную промышленность и так далее. Реально никакой серьезной демографической угрозы нет», — сказал А. Габуев в ходе XII международной конференции по риск-менеджменту в пятницу.

В России, по его данным, одномоментно находится до 500 тыс. китайских граждан – включая и туристов, и легально приехавших на временную работу.

«Но в 2015 году из-за девальвации рубля китайцы возвращались на родину, потому что их доходы в юаневом выражении падали», — отметил он.

По мнению эксперта, рабочие протесты из-за безработицы в Китае могут привести к драматичным потрясениям, которые почувствуются в странах Центральной Азии.

«Большое количество протестов в Китае происходит не в центре, а на востоке, в цепочке приморских провинций, географически близких к России и Центральной Азии. Если учитывать и иные риски, наблюдаемые в Китае, исходом протестов могут быть потрясения, которые почувствуются в странах Центральной Азии», — пояснил А. Габуев.

Именно безработицу эксперт назвал главным риском, угрожающим политической стабильности в Китае. При этом он призвал смотреть не на официальные данные (уровень безработицы – 4,05%), а на географию протестов, которые концентрируются в промышленно развитых районах на востоке страны.

«Например, в провинции Квантун проживает 106 млн человек, 20% из них работают на маленьких фабриках, производят те вещи, что вы видите вокруг себя. Как только мир начинает покупать меньше китайских товаров и в Китае начинают закрывать предприятия, люди выходят на улицу. Поскольку эффективной пенсионной системой в Китае охвачено менее 30% населения, волнения бывают довольно масштабными – до столкновения с властями, погромом полицейских участков», – отметил А. Габуев.

Более того, он обратил внимание на то, что на протяжении всей китайской истории правящие режимы переставали существовать именно в результате волнений в приморских провинциях.

Также рисками, угрожающими стабильности в Китае, А. Габуев назвал избыточные производственные мощности и волнения элиты, изымающей свои деньги из страны. «Анализ рисков нам необходим для мониторинга устойчивости политической системы. Исходы могут быть разные до довольно драматичных социальных потрясений, которые почувствуются в странах Центральной Азии», — резюмировал эксперт.