Из российского опыта сдачи земли иностранцам

Многие явления жизни у россиян и казахстанцев похожи. Где-то вы опережаете нас в набивании шишек, где-то мы вас. Так что соседский пример - полезная штука

В России тоже время от времени поднимается волна аграрного патриотизма. Так было несколько лет назад, когда в мире разразился продовольственный кризис, взлетели цены на еду, и пошли панические разговоры о том, будто земельные ресурсы планеты на исходе. Наши оппозиционные политики и публицисты принялись разбираться: сколько в России земли и кто ею владеет. Не пытаются ли хитрые иностранцы скупить русские чернозёмы?

Оказалось, что зарубежные компании официально арендуют чуть более одного процента российских угодий. А со всеми юридическими хитростями (через подставные российские фирмы, через создание «дочек» и «внучек» иностранных компаний и т.п.) – никак не больше трёх процентов. Кстати, до недавнего времени самым крупным зарубежным сельхозмагнатом на территории РФ был казахстанец Василий Розинов. Он владел компанией «Иволга-Холдинг» и шагал по России широко, гораздо шире китайцев. Но потом разорился. Крупная шведская компания Black Earth Farming, которая работает на нашем рынке через группу «АГРО-Инвест», тоже находится на грани сворачивания бизнеса в России по причине его неэффективности. 

аренда земли в казахстане

Дело в том, что плодородной земли на планете немерено. Кроме Евразии и Северной Америки есть ещё Африка и Южная Америка. Очень просторные и мало освоенные. Там чиновники более предсказуемы, а климат гораздо лучше. Если принести в эти края высокие агротехнологии, включающие в себя эффективное орошение, можно получать гораздо более высокие результаты, чем на курской или тамбовской богаре.

При этом в абсолютных цифрах объёмы иностранного землепользования в России выглядят солидно. Речь идёт о нескольких миллионах гектаров. Но для полноты картины надо добавить, что более 30 млн. га бывшей пашни в РФ не используются вообще никем и никак. Зарастают уже не сорняками, а дурным лесом. Эта земля оказалась после развала совхозов и колхозов не нужной.

Сельхозугодий в России в расчёте на душу населения гораздо больше чем в Америке. Хотя США тоже очень просторная страна и великая сельскохозяйственная держава. А на казахстанскую душу, для справки, пахотной земли приходится ещё больше, чем в России. И её излишки тоже зарастают осинами.

С другой стороны, в некоторых российских регионах, в основном это Восточная Сибирь и Дальний Восток, иностранцы арендуют много земли и используют её довольно-таки хищнически. Например, губернатор Еврейской автономной области Александр Левинталь прошлым летом заявил на всю страну в присутствии президента Путина (дело было на экономическом форуме в Петербурге), что 80 процентов земель сельхозначения в ЕАО контролируют китайцы:

Когда меня назначил президент, ко мне кинулись инвесторы: мы знаем, что вы сельскохозяйственная территория — будем развивать сельское хозяйство. Но в управлении сельского хозяйства мне сказали, что земли для инвестиционных проектов нет. Потому что вся земля роздана на лоскутки, порезана. Где-то есть российские фермеры, но, по моим данным, 80 процентов земли контролируется китайцами: законно, незаконно, разными способами. В результате сельское хозяйство идет в тупик, к катастрофе. 85 процентов земель засаживается соей — культурой, которая убивает землю, если два-три года ее сажать.

Тревожная тенденция. Даже драматическая. Но надо ясно понимать её масштаб. ЕАО очень небольшой и очень специфический субъект Российской Федерации. Дальний, окраинный. Это пятнышко на карте буквально «врезано» в территорию КНР. Никаких оснований экстраполировать еврейскую автономную ситуацию на всю Россию нет.

Однако вскоре после выступления Левинталя российский Минсельхоз попытался провести через Госдуму поправки в Земельный Кодекс, предусматривающие сокращение максимального срока аренды земли иностранцами с 49 до 25 лет. Так совпало, что это произошло через три месяца после назначения на должность нового министра. Им стал Александр Ткачёв, который по совместительству является одним из крупнейших российских латифундистов. В общем, перед нами, скорее всего, спор хозяйствующих субъектов. Отечественные агро-олигархи пытаются подвинуть конкурентов. Но Дума патриотическую инициативу Ткачёва пока не поддержала.

Что касается китайских методов хозяйствования, убивающих землю, то русские и казахские земледельцы сами замечательно умеют её убивать. Хорошо это знаю с тех времён, когда руководил сельхозотделом в алма-атинской областной газете «Огни Алатау» и проводил круглые столы по проблемам засолённости почв на Чингельдинском массиве и заражённости корневой гнилью посевов сахарной свеклы из-за бессменного её возделывания на одних и тех же участках. Это было задолго до прихода к вам китайцев и даже до прихода в казахстанскую сахарную промышленность Рахата Алиева.

А вот более свежая информация к размышлению. По данным Минсельхоза РК, за последние 25 лет площадь пашни с высоким содержанием гумуса снизилась в Казахстане в шесть раз: с 1,6 до 0,26 млн. га. При общей территории пашни в 24 млн. га. Это происходит из-за того, что земля используется хищнически. Чтобы она оставалась плодородной, надо регулярно вносить достаточные объёмы органических и минеральных удобрений, чередовать посевы культур, «выкачивающих» из почвы питательные вещества, с многолетними травами, которые наоборот восстанавливают плодородие. Но всё это требует расходов, а денег хозяевам земли жалко. Лучше новый джип купить.

«Недостаточное применение удобрений, уменьшение площадей сева многолетних трав, несоблюдение севооборотов и монокультура пшеницы привели к снижению плодородия почв и урожайности сельхозкультур» — сурово отмечается в справке Минсельхоза.

Виноваты ли в этом китайцы? Разумеется. На два или три процента. Или даже на пять.

Но какая мне разница, скажет патриотически настроенный читатель, много или мало земли подгребли под себя иностранцы в моей стране? И какая разница – сильнее казахов они гробят землю или слабее? Это наша земля! Отдавать её китайцам – то же самое, что пускать непрошенного чужака в свой дом, за свой стол и в свою постель.

Такой эмоциональный подход к проблеме, конечно, имеет право на существование. И не моё дело давать ему оценки. Тем более из другой страны. Я только хочу заметить, как человек, немного понимающий в сельском хозяйстве и в пропаганде, что вокруг эмоционального подхода всегда много жуликов. Профессиональных политических спекулянтов. Вы хорошо их знаете по фамилиям.

Хотя пошуметь и погрозить чиновникам — мол, смотрите у нас! — может и надо. К тому же весна. Адреналин. И, может, после этого ваши власти наконец-то начнут раздавать народу обещанные десять соток под строительство. Хотя их и сейчас нетрудно получить за символические деньги. В России это именно так. И 50 соток можно взять, и гектар, если речь идёт не о ближних московских окрестностях, а например, о Тверской области. Могу адреса подсказать. Но только на этом гектаре работать же придётся.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.