Принятие судьей по делу Матаева недопустимого доказательства говорит о его профессиональной некомпетентности

Алматы. 13 сентября. КазТАГ – Мадина Алимханова. Принятие судьей Есильского районного суда №2 Астаны Акболатом Курмантаевым в качестве доказательства по делу Сейтказы Матаева экспертизы, сделанной родственником следователя, говорит о его профессиональной некомпетентности, уверен председатель совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис.

«Мне очень хотелось бы посмотреть, каким образом судья это свое юридическое ноу-хау аргументировал. Здесь отвод совершенно очевиден, потому что судья демонстрирует либо полную профессиональную некомпетентность, либо явную заинтересованность, закрывая глаза на фундаментальные нормы уголовно-процессуального права. А доказательство, которое получено от лица, которое не имеет право проводить экспертизу, являются недопустимым и ссылаться на него нельзя. Оно юридически ничтожно с момента, как только этот человек приступил к проведению такой экспертизы», — сказал Е.Жовтис агентству КазТАГ во вторник.

При этом он подчеркнул, что уголовно-процессуальный кодекс однозначно определяет такую экспертизу как недопустимое доказательство.

«Судья или эксперт не могут быть родственниками участника судебного процесса, это исключено даже по определению. И такое доказательство должно однозначно быть признано недопустимым, и человек не может являться экспертом по определению. Уголовно-процессуальный кодекс не содержит никаких вариантов», — пояснил Е.Жовтис.

Как отметил Е.Жовтис, признание судьей в качестве допустимого доказательства экспертизы, сделанной родственником следователя, является основанием для рассмотрения вопроса о его компетентности Высшим судебным советом.

«Это основание для высшего судебного совета, судебного жюри для рассмотрения его квалификации. Ну какая может быть квалификация у судьи, который признает доказательства, полученные незаконным путем, что очевидно, когда речь идет об эксперте, который является родственником следователя, допустимом? Как он вообще выносит решения? Он может и все другие доказательства, которые недопустимые, признает допустимыми и на основании них выносит судебные решения, которые по определению незаконны, потому что они основаны на доказательствах, которые не могут быть признаны недопустимыми», — добавил Е.Жовтис.

Как сообщалось, индивидуальный предприниматель из Алматы Маргулан Дузелдиков, вызванный в суд 2 сентября в качестве специалиста по IT-технологиям, оказался двоюродным братом следователя по особо важным делам Национального бюро по противодействию коррупции Алматы Асылбека Абдраимова.

А. Абдраимов входит в состав следственно-оперативной группы по делу председателя правления Союза журналистов Казахстана С. Матаева и генерального директора информагентства КазТАГ Асета Матаева. А. Абдраимов был включен в группу постановлением руководителя следственного департамента Национального бюро по противодействию коррупции С.Перовым 17 февраля 2016 года. Факт знакомства с М. Дузелдиковым подтверждается фотографией с их изображением. На фото М. Дузелдиков изображен в центре, А. Абдраимов — справа.

Судья А.Курмантаев отклонил ходатайство стороны защиты об отводе свидетеля М.Дузелдикова.