Генпрокуратура обвинила руководство комитета госдоходов РК в необоснованном преследовании бизнеса

Астана. 6 октября. КазТАГ — Бауыржан Муканов. Генеральный прокурор Казахстана Жакип Асанов обвинил руководство службы экономических расследований комитета государственных доходов в необоснованном уголовном преследовании бизнеса, передает корреспондент агентства.

«9 тысяч дел зарегистрировано, и по ним начался уголовный процесс. Допросы, меры пресечения, ограничения, аресты и так далее (…) Более половины прекращены. И инициаторы уголовного преследования внутри одного ведомства — комитета госдоходов, то есть там два подразделения комитета госдоходов друг с другом переписываются и на кого хотели завести уголовное дело заводят», — сказал Ж. Асанов на заседании коллегии генеральной прокуратуры РК в четверг.

«Этого в любом государстве хватит на то, чтобы поставить вопрос о соответствии занимаемой должности всего руководства службы экономических расследований. Я отдельно потом по прокурорам скажу, которые закрывали глаза и не реагировали, и не пресекали эти действия СЭРовцев. Поэтому здесь тоже нужны фамилии», — считает он.

Ж. Асанов заявил, что массовое вовлечение предпринимателей в орбиту уголовного преследования является не только прямым нарушением, но и дискредитацией экономической политики, проводимой главой государства.

«Вот вас надо отправить туда в бизнес и поработали бы там сами, руками своими», — предложил генпрокурор, обращаясь к руководству службы экономических расследований комитета госдоходов.

Он попросил дать оценку не только фактам, но и чиновникам.

«Совместно с агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции надо проверяя одновременно решать. Ничего страшного не случится, если по итогам этой проверки половина этой службы будет уволена по отрицательным мотивам. Пусть это будет урок», — заключил он.

В свою очередь заместитель генерального прокурора РК Марат Ахметжанов подчеркнул, что вовлечение в уголовный процесс — самый болезненный для бизнеса вопрос.

«Любые сообщения налоговиков о рисковых предприятиях, информация финмониторинга о подозрительных операциях, даже не содержащих признаков криминала превратились в уголовные дела. Сегодня 7 из 10 сигналов об экономических преступлениях инициировали сами сотрудники уполномоченных органов», — обрисовал ситуацию замгенпрокурора.

По его словам, в среднем расследования длились 3 месяца, и мало кто из предпринимателей мог выдержать такой прессинг. Но лишь каждое 6 уголовное дело дошло до суда.

«Нашли и другую лазейку — проверять бизнес, задействовав силовиков. Налоговики писали письмо в службу экономических расследований, те передавали в службу аудита. Это считалось как поручение органов уголовного преследования. Хотя никакого криминала здесь не было», — пояснил М. Ахметжанов.